Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бутакова Елена Григорьевна

Доклад «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с ОВЗ в детском сообществе».

скачать документ

Вернуться назад

Доклад «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с ОВЗ в детском сообществе».Автор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психологМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея» МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея», г. Междуреченск, Кемеровская область, Кузбасс.Эти дети приходят в наш мир,чтобы проверить нас с вами на человечность. Райнхольд ШнайдерМБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» посещают 59 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Из них 15 относятся к категории ребенок инвалид (12 находятся в группах компенсирующей направленности, 3 на инклюзивном образовании). Сформированы 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и одна группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дети именно этой группы – объект нашей особой заботы и именно о них пойдет речь в моем выступлении. Данная группа функционирует в течение 4 лет, накоплен определенный опыт работы по их социализации, который и будет представлен вашему вниманию.Дети с ОВЗ, посещающие данную группу – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий воспитания. Все они имеют заключение ТПМПК, где определены основные направления развития и психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с которыми составляются Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) и Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), в которых одной из основных задач является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Эти направления социально-личностного развития варьируются в зависимости от особенностей развития и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, которые в свою очередь, во многом определяются основными нарушениями их здоровья. Нашу специализированную группу за это время посещали:дети с задержкой психического развития (ЗПР) - нарушением сроков формирования интеллекта и эмоционально волевых качеств. дети с тяжелыми нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, тяжелой степенью дизартрии и т.д.);дети с нарушением аутистического спектра;дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП);дети со сложными комплексными (множественными) дефектами развития;дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.Для наших детей, посещающих группу, характерны следующие типичные закономерности психического развития, препятствующие нормальному течению социальной адаптации:трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми;нарушения развития эмоционально-личностной сферы (агрессивность, упрямство, негативизм и т.д.);маленькая скорость приема и переработки сенсорной информации;недостатки развития речи (ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи);недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);замедленный темп психического развития в целом;повышенная утомляемость, истощаемость.Кроме того, дополнительные трудности в протекании процесса адаптации в коллективе детей создавало то, что дети разновозрастные, от 3 до 7 лет, а это означает и разные интересы, и потребности и возможности детей. Им нужно научиться жить и взаимодействовать в едином социуме, ведь социальная адаптация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, как детьми группы, так и с окружающими взрослыми. И только совместные усилия всех педагогов и администрации позволили добиться хороших результатов для наших детей.В группе постоянно работают два воспитателя и младших воспитателя, логопед и психолог. Специалисты получают необходимую помощь и поддержку заведующего и его заместителя, а так же старшего воспитателя. По всем вопросам воспитания и развития детей мы сотрудничаем с родителями. И только работа единой командой помогает нам справиться с задачами и трудностями.В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой, это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения для достижения следующего планируемого результата:- дети с ОВЗ имеют навык социально приемлемого поведения;- у них развито позитивное отношение к окружающим людям;- адекватно реагируют на неудачи, умеет исправлять допущенные ошибки, принять помощь и поддержку.- расширен словарный запас и речевая активность;- дети могут следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.Для этого в первую очередь, мы считаем необходимым обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка посредством:- создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, независимо от возраста, уровня развития и возможностей здоровья;- проявления чуткости к интересам и возможностям детей;- непосредственного общения с каждым ребенком – организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.Для этого применяем щадящий режим дня, по необходимости корректируем продолжительность дневного сна, обеспечиваем спокойную обстановку перед укладыванием, тактильный контакт (успокаивающие поглаживания, похлопывания, колыбельные и т.п.). Оказываем необходимую помощь в культурно-гигиенических процедурах. Образовательная деятельность проводится в индивидуальном порядке с учетом профилактики переутомления. Обеспечиваем рациональную двигательную активность в группе и на прогулке. Важен правильный подбор методов и приемов в социальной адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей, в том числе:- использование проектного метода в организации НОД детей;- сказкотерапия, куклотерапия, занятия с песком, водой и камешками марблс, кинезиологические упражнения, электронные игры и др. педагогические приемы, которые помогают ребенку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т.д. - проведение праздников, театрализованной деятельности, развлечений, мероприятий с участием родителей, детей старшего дошкольного возраста; вовлечение их в мероприятия ДОУ; Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств ребенка. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ему стать сильным и самостоятельным.При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами через:- налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение родителей к участию в организованных мероприятиях в разной форме: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, интересные домашние задания и пр.- формирование психологической и педагогической грамотности: подготовка печатных и стендовых материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком, приемы, способствующие снятию напряжения у родителей и т.п.Несколько слов об успехах наших детей: - в течение 4 лет существования группы, 8 детей по достижении положительной динамики развития переведены в группы для детей с ТНР или на инклюзивное образование;- под руководством педагогов дети успешно участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня;- наши ребята совместно с педагогами и родителями успешно реализуют проекты «Огород на окне», «Космос» и пр. Итак, работа с детьми с ОВЗ – кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть постоянной, ежесекундной и, в итоге, приносит свои плоды.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X