Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Слуцкая Лариса Николаевна

Проектная деятельность в театральном коллективе.

скачать документ

Вернуться назад

«Проектная деятельность в театральном коллективеПедагог дополнительного образования МАУ ДО ДДДЮТ  г.Нижний Тагил Слуцкая Лариса Николаевна . Театральной студии «Балаганчик»  уже более 10 лет и мы вместе с детьми занимаемся проектной деятельностью. В работе над спектаклем мы используем этюдный метод, а это та же самая проектная деятельность. Сначала детьми самостоятельно ставятся этюды, по сценам из пьесы, затем обсуждаются, анализируются показы и выбирается интересный вариант, не противоречащий основной идеи спектакля. Таким образом, дети и педагог являются единой командой для создания спектакля.Ведь проект- это, прежде всего, форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность,которая нацелена на решение конкретной задачи учебной, социальной, технической, культурной, организационной и т. д.. В основу проектного метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.Творческий проект дает ребенку возможность найти себя - определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Важно, чтобы проект предусматривал, не просто самообразование, но имел социальную направленность. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание творческого образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.К организации проекта предъявляются следующие требования (по А. В. Хуторскому):1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта может быть одна, а пути реализации разные. Возможно одновременное выполнение разных проектов;2. Проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (друзей, родителей, знакомых и т. д.);3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в коллективе, группе;4. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;5. Проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает гибкость изменения в ходе выполнения;6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи;7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся ресурсы.Основные цели метода проектов:• Осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. (Создание грима к спектаклю, самостоятельная постановка мини- спектакля, концертного номера, написание сценария и проведение коллективного мероприятия (Дня именинников, Рождественского вечера и т. д., благотворительной акции и т. д.);• Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;• Формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений. / Участие в Научно- практической конференции «Формула творчества» с докладами, рефератами, исследовательскими работами и т. д. /;Этот метод относится к технологиям 21 века, предусматривающим – умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.Выбор тематики проектов в разных ситуациях различный. Чаще темы проектов, относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.При выборе темы необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к проектному обучению:1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей для своего решения интегрированного знания, исследовательского поиска;2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, самостоятельная постановка спектакля, создание концертного номера, мероприятия и т. д.);3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;4. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность деятельности:• Определение темы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе исследования методов «мозгового штурма», «круглого стола» и т. д.);• Выдвижение гипотезы решения проблемы;• Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т. д.);• Обсуждение способов оформления конечных результатов (защиты, презентаций, творческих отчетов, просмотров и т. д.);• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.Проект будет эффективен, только тогда, когда предусматривает хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения.Прежде чем приступить к работе над проектом,нужно ответить на вопросы:- Для чего создается данный проект?- Чем вызвана необходимость его создания?- Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?- Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?- Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?- Каким должен быть проект, для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?- Кто будет создавать проект?- В какой мере они смогут воплотить творческий замысел, реализовать задуманное?- Какие ЗУН учащиеся имеют сейчас необходимые для реализации проекта, и какие будут иметь к моменту воплощения проекта?- Как лучше распределить обязанности?Планирование работы над проектом в первую очередь должен опираться на основные идеи метода проектов:1. Путь к усвоению материала основывается на «Педагогике удивления» (ребенок должен сделать для себя маленькое открытие);2. Главный аспект в работе над проектом, не только – как мы это делаем, а почему мы это делаем?;3. Что лично я могу сделать для решения этой проблемы;4. Важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен публике;5. В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а педагог - в роли консультанта, и он вдохновляет детей на то, что они делают.Основные этапы работы над проектом (7 основных этапов):1. Организационно- установочный;2. Выбор и обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;3. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп, подбор необходимых материалов;5. Работа над проектом;6. Подведение итогов, оформление результатов;7. Презентация проекта.Основные этапы реализации проекта:1. Подготовительный (мотивационный)- Целепологание и мотивация детей;- Определение тематики;- Постановка проблемы;- Определение индивидуальных участников;- Формирование групп.2. Организационный (основной)- Формирование ключевой идеи;- Освоение и реализация идеи;- Реализация плана действия (воплощение проекта в действии).3. Итоговый (заключительный)- Анализ проделанной работы организационной группой;- Подведение итогов, результативность;- Обсуждение, рефлексия (осмысление и оценивание результатов работы).На практике чаще всего используются следующие типы проектов:1. Исследовательско-творческие (учащиеся экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна и т. д.);2. Ролево- игровые (с элементами творческих игр, опробование себя в другой роли – инструктора, вожатого, сценариста, организатора и т. д.);3. Информационно-практико-ориентированные (Учащиеся собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы – создание фестиваля, объединяющего все структурные подразделения ДДТ и т. д.);4. Творческие (оформление результата в виде мероприятия, недели книги, театральной гостиной и т. д.).Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:- Все члены команды равны;- Команды не соревнуются;- Удовольствие от общения друг с другом и от совместной деятельности;- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть «пассивных наблюдателей»;- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.Метод проектирования позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности, и не могут быть усвоены вербально. Это относится, прежде всего, к групповым проектам.Формируются следующие качества личности:- Умение работать в коллективе;- Брать на себя ответственность за выбранное решение;- Анализировать результаты своей деятельности.Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт. Проектспособствует формированию компетенций:- В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника;- В информационной – усвоение способов приобретения знаний из различных источников;- В социально- трудовой деятельности – формирование умений жить и работать вместе с другими детьми, в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая полезный «продукт»;- В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения к чужому труду и творчеству своих товарищей, к книге и знаниям, развитие самоуважения. Проектная деятельность детей в студии  1. Самостоятельные постановки (инсценировки, миниатюры, концертные номера, мини- спектакли и т. д.); 2. Макеты (декораций, костюмов, реквизита к спектаклям и т. д.); 3. Эскизы (грима (к спектаклям, Новогоднему представлению, афиши, программки и т. д.);4. Выпуск стенгазет, газет, поздравлений, репортажей, публикаций, фото- репортажей о жизни коллектива, прошедших мероприятиях, мастер- классах, увиденных спектаклях и т. д. ;5. Написание сценариев и проведение мероприятий как внутри коллектива , так и на уровне района,города.8. Участие во всех творческих проектах МАУ ДО ДДЮТ.района . города.Используемая литература:1. Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование»/ методология исследования проектной деятельности- М. ,1973 г. /;2. Чечиль И. Метод проектов, как перспективная педагогическая технология университетского образования. Часть 2 / Директор школы, 1998 г. № 3, 4/;3. Ясвин В.А Образовательная среда : от моделирования к проектированию /М., 1997 г. /

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X