Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сокольникова Алёна Семёновна

«Игровая технология, как средство обучения раннему чтению детей дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ-ЦРР Д/с №5 «Брусничка»«Игровая технология, как средство обучения раннему чтению детей дошкольного возраста» Сокольникова Алёна СемёновнаУчитель-логопед Покровск 2023гТема «Раннее обучение чтению» - безусловно, спорная, до конца не изученная, но тем самым интересная и очень актуальная в наше время. Каждый год, как и любая образовательная организация, мы проводим анкетирование родителей по видам образовательных услуг. Мы стараемся всегда учитывать потребности и пожелания наших родителей в вопросах предоставления дополнительных образовательных услуг. И в результате мониторинга, выяснилось, что одним из самых востребованных и актуальных тем, является раннее обучение чтению в ДОУ. Хочется отметить, что сейчас программы обучения в современной начальной школе довольно сложные, требующие хорошей психологической и умственной подготовки со стороны будущих первоклашек. Согласитесь, ведь ребенок, поступающий в первый класс, испытывает немалый стресс: новые требования, смена ведущей деятельности, новый режим, новые лица вокруг…. Наша задача, как педагогов, максимально облегчить переход от одного звена к другому, вооружить таким багажом, чтобы ребенок комфортно влился в новую жизнь. Ведь начальный этап школы – это трамплин для будущего ученика, недаром говорят, каким будет старт в начальных классах, таким будет и дальнейшее обучение. Каждый родитель по-своему переживает, готовится к новому этапу в жизни ребенка – к поступлению в школу. Беспокойные мамы стараются сами решить проблему с обучением чтению и начинают совершать ошибки, тормозящие процесс обучения. Произносят букву не как «в», «к», а как «вэ», «ка». Впоследствии дети читают слово «пол» как «пэоэл». Надо учить буквы так, как мы их произносим в обычной речи;Излишняя требовательность — ожидание, что кроха с первых дней начнет читать. В погоне за этой целью родители могут заставлять заниматься больше нормы, требовать от него достижений. Это вызывает стресс у крохи;Критика, принижение, запугивание ребенка, давление на него — «Тебе 6 лет, и ты до сих пор не умеешь читать», «Бездарь», «Тебя в школу не возьмут», «Никто с тобой дружить не будет». Такие неосторожные высказывания не способствуют энтузиазму;Родители вместо того, чтобы вместе читать, предпочитают сидеть перед телевизором или со смартфоном в руке;Дети на первых порах делают ошибки, путают буквы, делают длинные паузы. Это нормально. За ошибки не нужно их ругать. Постепенно их станет меньше;Используют школьные учебники из школьной программы — когда кроха пойдет в школу, ему будет неинтересно на уроках, на которых изучают знакомый ему материал;Учат письму, вместо этого надо развивать мелкую моторику — они могут не знать всех нюансов правильного письма. А переучивать потом сложнее, чем учить с нуля.Дистанционное обучение внесло свои сложности в преподавании через экран. У большинства родителей элементарно нет средств на приобретение устройств для связи, многие родители работают, ребенок сам сидит у экрана, и ему сложно вникнуть в новую для него тему, ну и как правило, качество интернета желает лучшего, чаще всего. Не стоит забывать, что обучение чтению требует индивидуального подхода, тесного контакта. Согласитесь, трудно дистанционно научить 20-30 детей одновременно чтению. Были случаи, когда родителям приходилось даже прибегать к услугам репетитора, чтобы решить проблему обучения чтению. Если раньше учителя начальных классов были категорически против обучения раннему чтению, то в связи с последними событиями в виде невозможности очного преподавания, рады любым знаниям ребенка в этой области. Исходя из этого, мое мнение, при правильном подходе, с применением интересных методик, ВОЗМОЖНО и НУЖНО обучение детей чтению в ДОУ. При этом, ни в коем случае не заменяя положенные дисциплины, не нагружая ребенка еще одним занятием, а как дополнительное образование, в виде кружка один раз в неделю. Если английский язык, шахматы и начальные азы инженерии в садах норма, то и раннему обучению чтению имеет место быть.В связи с этим, второй год в МБДОУ-ЦРР д/с №5 «Брусничка» г. Покровск, функционирует кружок по раннему обучению чтению «АБВГДЕйка». Первый этап работы заключался в изучении темы раннего обучения чтению: поиск интересной литературы, участие в вебинарах, сравнение разных методик ведущих педагогов, накопление методического багажа.Чтобы понять, с какого возраста целесообразнее брать детей на занятия по обучению раннему чтению, нами был проведен небольшой эксперимент. Для этого выбрали с каждой группы по 1му ребенку. В итоге эксперимента, на обучение чтению с нуля ребенка 6 лет понадобилось чуть больше одного месяца, а точнее 33 дня, то есть один день на одну букву. Через месяц с небольшим, ребенок получил «Удостоверение о завершении курса по обучению чтению». Со старшей группы отобрали мальчика, у которого как раз автоматизировалось «алфавитное» чтение. Любящая бабушка выучила с ним алфавит, и у ребенка никак не получалось сложить эти буквы в слоги. С ним мы занимались чуть дольше, но результат к концу учебного года был более чем положительный. На данный момент ребенок читает бегло. То есть, в старшей группе темп изучения такой же: одна буква – одно занятие. Что касаемо средней группы, мы получили колоссальный отклик от детей: живой интерес к азбуке, желание знать буквы. А как этому радовались и интересовались успехами родители! Только на изучение одной буквы надо было проводить 2 занятия, в силу возрастных особенностей детей младших групп То же самое касалось и ребенка со второй младшей группы – ребенку тоже посильны, интересны занятия, но в силу своего возраста и развития психических процессов на данный возраст, объем заданий, которые предназначены 6леткам, 3хлеткам надо разбивать на три раза (по 15 минут). В итоге решено было начать занятия кружка «АБВГДейка» с детьми старшей группы по методике Жуковой Н.С., применяя дидактический материал педагога-психолога Анны Куприяновой. Основываясь на методический материал, была составлена программа обучения раннему чтению. Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.К концу первого года обучения дети должны уметь:· читать слоги:· сочетание двух гласных;· сочетание гласного с согласным в обратном слоге;· сочетание согласного с гласным в прямом слоге;· односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);· двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;· двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;· понимать прочитанное.Принципы построения программы:- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей- доброжелательный климат- недопустимость менторской позиции и порицания- положительная оценка любого достижения ребенка- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста- занимательность- наглядностьВедущая деятельность - игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)Формы и режим занятий.Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детейДля посещения кружка «АБВГДЕйка» достаточно желания ребенка, и родителей, нет никаких определенных требований.Перед началом второго этапа работы, был зафиксирован следующий уровень знаний и умений (см приложение 1)Все занятия строятся с учетом специфики дошкольного возраста: по времени, по насыщенности, по занимательности, по наглядности, по смене деятельности. Рассмотрим на примере структуры одного занятия:Каждое занятие начинается с постановки цели, что сегодня мы познакомимся с той или иной буквой.Далее идет зрительное запоминание новой буквы, сравнение ее с каким-нибудь знакомым привычным предметом – ассоциацией. Это позволит образно запомнить букву. То есть если вдруг ребенок подзабыл как пишется буква, достаточно напомнить ему предмет, образ, на что эта буква похожа. И как правило, это действует безоговорочно. Далее дети учатся выделять слова, в которых пишется определенная изучаемая буква (соединяют их парами). Следующий этап – упражнения на развитие внимания. Например: посчитай, сколько букв спряталось и проставь соответствующую цифру, вычеркни только определенную букву и тд Чтение слогов, чтение слов, чтение предложений. Упражнение на развитие графической моторики, и как итог занятия – практическая часть: аппликация, рисунок, лепка – то, что дети могут забрать домой.Детям занятия очень нравятся, они ждут, предвкушают, когда начнут изучать новую букву. Вот так, играючи, без слез, непринужденно можно научить ребенка читать. Еженедельно на социальной странице ВК выкладывали видеоотчёт успехов детей. Наилучший результат получается, когда этому содействуют родители: приобретается рекомендованная литература, закрепляется новая буква, практикуется слитное чтение. В результате апробации программы, цель была достигнута. Детям очень понравились доброжелательная атмосфера, занимательность и наглядность каждого занятия, игры и игровые упражнения, на основе которых построена вся программа по обучению раннему чтению. Итоги мониторинга превзошли все наши ожидания. Дети узнали все буквы алфавита, соединяют их в слоги, читают слова, предложения и небольшие тексты, могут ответить на вопросы по содержанию прочитанного, т.е. чтение у детей не поверхностное, а осмысленное. В конце учебного года мы видим уверенных в себе читающих дошкольников и довольных успехами детей благодарных родителей. Вывод:Применение игровой технологии, в обучении раннему чтению детей дошкольного возраста, имеет отличные перспективы и результаты, и может применяться в практике в дошкольных образовательных учреждениях в качестве дополнительного образования.ЗаключениеПодводя итоги, хочется сделать заключение, что применение игровой технологии в педагогической работе по обучению раннему чтению положительно влияет на качество образовательного процесса, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и надо стараться использовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство в игре, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X