Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Никитина Наталья Павловна

"Роль детских исполнительских конкурсов в творческой самореализации учащихся ДШИ"

скачать документ

Вернуться назад

РОЛЬ ДЕТСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСОВВ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДШИ.Никитина Наталья Павловна МБУДО Детская школа искусств №2 (МБУДО ДШИ №2) им.Николая Метнера г. Обнинск, Калужская областьПреподаватель по классу гитары.Аннотация: в настоящее время конкурсное движение в детской образовательной среде приобретает все более широкие масштабы, становится неотъемлемой частью процесса формирования юного музыканта. Автор статьи, основываясь на опыте работы в ДШИ, дает краткий обзор конкурсной деятельности учащихся, рассматривает участие в конкурсах как один из методов раскрытия творческого потенциала детей, отмечая положительные и отрицательные стороны этого вида деятельности учащихся.Стремление к самореализации заложено в ребенке с самого рождения. Каким образом будет раскрыт его творческий потенциал, зависит, прежде всего, от родителей и от нас - преподавателей. Творческая и личностная самореализация ребенка сформулирована как одна из задач обучения в федеральных государственных требованиях к предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области художественного образования.Творческая самореализация личности в учреждениях дополнительного образования трактуется как синтез учебной и концертной деятельности по формированию внутренней и внешней культуры личности ученика. Публичные выступления учащихся нашей школы являются неотъемлемой частью образовательного процесса и исполняют роль средств обучения и воспитанияучащихся. Проявить иреализовать свои музыкальные способности, продемонстрировать результат своего труда на сцене учащиеся ДШИ могут на многочисленных концертах внутри школы и за ее пределами, на классных собраниях, экзаменах и зачетах. Отдельное же место здесь занимает участие наших учеников в конкурсах различного уровня – от областных до международных. Участие в конкурсах, концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества,но и большой работы преподавателей. Результативность конкурсов становится показателем профессионального уровня не только конкретного преподавателя, но и работы школы в целом. Наличие лауреатов поднимает престиж школы и является обязательным условием для получения квалификационной категории при аттестации. А в этом году муниципальное задание включает в себя и определенное количество лауреатов на каждом отделе ДШИ.Если говорить кратко о положительной стороне участия в конкурсах в целом для процесса формирования профессиональных и личностных качеств ученика, то нужно отметить следующее: 1.Любой конкурс открывает, прежде всего, новые возможности для творческой самореализации учащихся.2. Классические конкурсы способствуют выявлению одаренных детей в сфере искусства, дают возможность таким детям заявить о себе.3. Воспитываетличностныекачества–ответственность,волю, трудолюбие. Развивает внимание, артистичность, учит преодолевать сценическое волнение. Важновоспитать в ученике такие психологические параметры как решительность, энергия, самоконтроль.4. Более высокий уровень подготовки, необходимый для участия в конкурсах, двигает исполнительский уровень учащегося, создает необходимость более тщательной и продуманной проработки программы.5. Подготовка к какому-либо конкурсу ставит перед учеником вполне конкретную, близкую его пониманию цель, и таким образом повышает его мотивацию к обучению и занятию творческой деятельностью.6. Конкурсы предоставляют участникам новые площадки для выступлений. Выездные конкурсы позволяют познакомить детей с историей и достопримечательностями других городов. Происходит обмен культурным опытом. В каждой поездке мы стараемся посетить с детьми музеи, выставки, узнать что-то новое из истории города.7. Любой конкурс – это еще возможность творческого общения для детей и преподавателей. Возможность послушать выступления других участников, познакомится с новым репертуаром, получить консультации на мастер-классах. 8. Успешное выступление создает «ситуациюуспеха», позволяет получить удовлетворение от своего труда. Если педагог сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый «спортивный интерес». Даже если выступление было не совсем удачным, всегда можно найти положительные моменты. Сказать ученику, что он справился с трудной программой, что это выступление было лучше предыдущего и т.п. Пусть он воспримет свое неудачное выступление как важный для него опыт и очередной этап в своем развитии. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому.Необходимо отметить, что необходимо «дозировать» количество конкурсов для учащихся. Все-таки важно, прежде всего, дать ребенку хорошую инструментальную базу, развивать его технически и музыкально. Для конкурсной же программы выбираются наиболее выигрышные произведения, т.к. на конкурсе нужно «показать товар лицом», зачастую в таком случае эксплуатируются данные ребенка, его сильные стороны. И если ребенок все время «гастролирует» по конкурсам, то и ему и педагогу не хватает времени на то, чтобы развивать слабые стороны учащегося, т.к. приходится все время «держать» конкурсный репертуар.Сегодня на территории России и за ее пределами проводится множество разнообразных конкурсных мероприятий самого различного уровня, в которых принимают участие учащиеся музыкальных школ и школ искусств. При желании каждый преподаватель может подготовить учащихся своего класса, подобрав им конкурс по силам. Вовлекать детей в конкурсную деятельность, на мой взгляд, нужно с самого раннего возраста. Во-первых, маленькие дети обычно меньше волнуются перед выступлением, чем подростки, воспринимают его как праздник. Им нравится сам процесс участия в конкурсе – выйти на сцену в красивом платье, поклониться, услышать аплодисментыпосле выступления. Почти на всех детских конкурсах участникам вручают небольшие призы и подарки. В нашей школе дети принимают участие в конкурсах уже с первого класса, тогда, по мере взросления, когда вырастает уровень конкурсных требований, они уже имеют приличный опыт сценических выступлений, умеют держаться на сцене, владеть своими эмоциями. Однако нужно учесть, что ученик младшего возраста может растеряться в непривычной обстановке, например, в большом концертном зале в колледже или ДК. Поэтому мы стараемся, всегда, когда есть возможность, привести детей в отдельный день на репетицию, чтобы они смогли спокойно попробовать поиграть на инструменте, посмотреть зал и послушать непривычную для них акустику. Намеренно не хочу останавливаться на престижных международных конкурсах, таких, как телевизионный конкурс «Щелкунчик», конкурс «Крайнева» и т.п. На подобных конкурсах участвуют дети с ярким музыкальным дарованием и большой работоспособностью. Обычно таких детей единицы. Такой ученик в классе – большая удача для преподавателя. В основном же мы имеем дело с совершенно разными детьми – от очень способных до весьма средних, и задача преподавателя – развить прежде всего личность ребенка, привить ему любовь к творчеству, помочь реализовать свой творческий потенциал. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, ребенок растет, развивается, строит свою личность. Сейчас широкое распространение получили конкурсы фестивального типа. На таких конкурсах в положении прописывают: «На конкурсе применяется не соревновательный, а квалификационный принцип оценки конкурсной программы». т.е. жюри оценивает исполнение каждого конкретного участника, а не сравнивают детей между собой. На таких конкурсах обычно жюри не ограничивают в количестве присуждаемых мест, выбирая всего несколько лучших. Каждый ребенок на таком конкурсе получает диплом с каким – либо результатом - от участника до лауреата. На мой взгляд – это правильно, по отношению к детям. Нужно дать возможность ребенку увидеть реальный результат своей работы в виде диплома или другой награды, даже если выступление прошло не совсем гладко. Такие конкурсы не травмируют детскую психику, воспринимаются детьми как праздник. Они выходят на сцену с удовольствием, выходят выступать, а не соревноваться. К сожалению, не все дети могут ярко проявить себя как солисты. Некоторые недотягивают технически, кому-то мешает излишнее волнение на сцене. Таких детей мы стараемся как можно шире привлекать к ансамблевой игре. Ансамбли могут быть разного состава, но в основном это – дуэты, трио, квартеты. С педагогической точки зрения – здесь очень много плюсов. Во-первых - дети меньше волнуются, т.к. чувствуют поддержку партнера, ответственность и волнение здесь буквально делятся на каждого частника ансамбля. Во-вторых - ансамблевый репертуар достаточно богат, в частности, такими произведениями, которые, не будучи сложными, звучат весьма интересно и эффектно, увлекают юных музыкантов. Выполняется еще и воспитательная задача - дети учатся дружить, ведь они делают общее дело, учатся ответственности – нельзя опаздывать и пропускать репетиции, чтобы не подвести товарища, учатся терпению и вежливому общению друг с другом. Так же необходимо сказать о таких конкурсах, как конкурсы и фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель таких конкурсов -дать возможность талантливым детям с ограниченными возможностями продемонстрировать свое творчество, привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности детей-инвалидов, а также создание условий для выявления одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержка в их творческом самоопределении. Поддержка таких детей – очень важное и благое дело.Отдельно нужно сказать о фестивале-конкурсе для детей и подростков с ОВЗ «Шаг навстречу», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Это уникальный проект международного значения, единственный в России такого масштаба. Организаторы конкурса – Социально-культурный центр «Шаг навстречу», проходит при поддержке фонда президентских грантов и правительства Санкт-Петербурга.В рамках конкурса проходят концерты участников на лучших площадках города и мастер-классы с известными музыкантами. Концерты проходят на таких площадках, как Мариинский театр и академическая Капелла Санкт-Петербурга, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской государственной филармонии, Государственный Эрмитаж, Русский музей и Исаакиевский собор. Дети играют различную программу. Кроме того, в рамках фестиваля проходит международная научная конференция по проблемам обучения детей с ОВЗ и публикуется сборник тезисов и докладов конференции.В заключении хочется отметить, что на сегодняшний день творческое развитие школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ. И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессионального и общеразвивающего обучения детей .

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X