Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Екатерина Александровна Миниахметова

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте».

скачать документ

Вернуться назад

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 27 «СЭСЭГ» г. Улан-Удэ670023, г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова 3, тел/факс: 22-54-77Доклад«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте».Старший воспитатель Миниахметова Е.А. Улан-Удэ2023Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.  В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики,  не в смене политической системы, а в разрушении   личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник, побудитель чувств специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, частушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.Актуальность заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей. Для детей этого возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  Для этого используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов, демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям сочинение стихов с родителями, игры-драматизации, игры-инсценировки, упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. При этом большая роль уделяется выразительности   речи педагога,  так как  интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.   Знакомство с народным творчеством для детей впервые пришедших в группу начинается с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. С приходом в группу у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки.  Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Важно дать детям возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова.  Можно поставить перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Дети всей группой учаться двигаться,  говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. С помощью  потешки дети учатся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Отмечается, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым,  заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Потешки можно использовать во всех режимных процессах. Правильно подобранная  потешка,  помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными..  Например: При умывании потешки Кран откройся, Нос умойся! Мойтесь сразу Оба глаза,  Хорошенько! Мойся шейка. Во время еды чтение потешки: Умница Катенька ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую, - способствует установлению  контакта с малышом, пробуждению  чувства симпатии к взрослым. Можно использовать потешки как  пальчиковые игры, что  позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - это загадки. Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки мы  используем  на любом занятии, а также на прогулках, например,  зачем мы сегодня будем наблюдать.В старшей группе дети знакомятся с экзотическими животными Закрепляя о них знания загадывала уже загадки- рифмовки: Вот зеленое бревно Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит …………..    (Крокодил)Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем  загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братьев меньших».   Знакомим детей с пословицы и поговорками. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех режимных процессах воспитательной работы. Например, Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать: «Семеро одного не ждут». На занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе, «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяем такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит»,  «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды используем различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, могла урезонить обидчика. Хорошего друга хвалили: «Друг познается в беде».  «Скучен день до вечера коли делать нечего» говорили о том, кто не может найти себе занятие. Призывали детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Некоторые пословицы содержали в себе поучение,  выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай»,  иногда  в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Некоторые  поговорки  давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел  везде поспел», «всё готово, да бестолково», «поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать  детям  нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны. Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, все эти качества в детском сознании, душе, характере    развивают считалки. Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Требования считалки разнообразны и редко повторяются,  например: в считалке  «На золотом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой» Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний: Катилась торба С высокого горба; В этой торбе: Хлеб, пшеница С кем хочешь, С тем поделился. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта! Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.  Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Слушая сказочный голос,  дети запоминают сказку, а потом пересказывают,  манипулируя игрушками, имитируя интонацию персонажей. Под впечатлением услышанной сказки  у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого  разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали  меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая,  а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая. Можно предложить детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Репка, репонька, вот какая крепенька». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Хаврошечка», «Царевна Лягушка»). Народные игры, хороводы, прививают детям такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», у медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. Включаем в работу календарные праздники: праздник урожая, рождество, святки, сагаалган, масленица, пасха, троица. Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука. Русские былины и бурятский эпос являются теми самыми элементами устного народного творчества, по которым можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации.Былины и эпос говорят о любви к родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии верности долгу.Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, нужно создать соответствующую развивающую среду в группе. В группе должно быть отведено место для театральной деятельности: уголок ряженья с элементов костюмов, разные виды театров.В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность  ребенка в жизни.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X