Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Елена Григорьевна Бутакова

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребенка дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребенка дошкольного возрастаавтор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психологМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея», (МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея»)г. Междуреченск, Кемеровская область,педагог-психолог«Беда многих людей не в том, что их семья учила плохому, а в том, что не учила хорошему». В.А.СухомлинскийСреди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых лет жизни малыша происходит становление его личности. Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.Детско-родительские отношения, основанные на любви, понимании и ответственности за ребенка – наиболее эффективны. Здесь ребёнку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его «не сажают себе на голову» и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растёт полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В детском саду ребёнок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения со сверстниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает, что такое дисциплина.Однако, практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку препятствует формированию у ребенка ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональных взаимоотношений с окружающими людьми, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные причины нарушения личностного развития детей. По мнению американского психоаналитика Дж. Боулби, наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка. Характер детско – родительскиех отношений (ДРО) зависит от ряда факторов (Г.А.Широкова):- особенности личности родителей и форм их поведения;- психолого – педагогическая компетентность родителей, уровень их образования;- эмоционально – нравственная атмосфера в семье;- диапазон средств воспитательного воздействия;- степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;- учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.Выделим основные факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско – родительских отношениях (Е.Е.Алексеева):Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией.Очень молодые родители (младше 17 лет).Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого–педагогической культуры.Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению.Нервно – психические нарушения, патологические черты характера у родителей.Нежеланный (по полу) ребенок.Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении.Отсутствие родителей, воспитанием занимаются другие лица – попечители.Низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица.Для того, чтобы определить тип семей по характеру детско-родительских отнощений, можно воспользоваться таблицей (Приложение № 1). Как уже отмечалось, качество детско – родительских отношений оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, на его поведение и на установки в общении. Дети с проблемами в сфере детско-родительских отношений нередко демонстрируют разнообразные отклонения в личностном развитии, которые проявляются в различных нарушениях в поведении. Отметим некоторые характерные особенности поведения и развития ребенка дошкольного возраста, которые возникают при неблагополучии в детско-родительских отношениях (Е.Е.Алексеева):страхи, тревожность и ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать в доверительной беседе или выразить в рисунке;агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным), гиперактивность, неуравновешенность, неуправляемость;лживость, воровство;нарушение взаимоотношений со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстников), замкнутость;подавленность, эмоцинальная напряженность;санитарно – гигиеническая запущенность;задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного).Наиболее серьезная проблема – агрессивные отношения в семье. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворённость жизнью, семейными отношениями, служебным статусом; отсутствием взаимной любви между супругами, их алкоголизация и наркотизация; просто бескультурье; измены. Взаимные драки, избиение матери, избиение ребёнка – вот основной фон жизни агрессивной семьи. Внутрисемейная агрессия влечёт за собой формирование агрессивного типа личности ребёнка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребёнок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения. В группе детей ребёнок из агрессивной семьи не умеет найти себе место. Он отстаёт в развитии, не может настроить себя на занятия – ему тяжело, непонятно, неинтересно. Он уже понимает, что он «другой», что он уже отстал, и мстит за это. Это действительно социально запущенный ребёнок. При нарушении эмоциональных контактов с родителями и сверстниками психика ребенка находится в крайнем напряжении, он перестает доверять не только родителям, но и всем, кто его окружает. Данная ситуация требует от взрослых осторожности, внимательности и терпения. Педагогам, работающим с таким ребенком в дошкольном учреждении, необходимо обращать внимание и на поведение его родителей, чтобы выявить признаки неблагополучия в отношениях и оказать малышу своевременную поддержку. Для поведения родителей характерны следующие особенности: не уделяют достаточно внимания здоровью ребенка;не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами;не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки;говорят о пользе физических наказаний;проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и т.п;отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто сходство);негативно оценивают ребенка.Основные пути практического устранения негативного влияния отрицательных факторов ДРО на воспитание детей – это в первую очередь достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений родителей в семье. Это, в частности, использование позитивных форм поведения, предполагающих нахождение конструктивных способов разрешения конфликтов, т.е. открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения, в том числе: [2].не ставить перед собой задачу переделать супруга на свой лад, а попытаться понять его как личность, встать на его точку зрения, найти разумный компромисс в том, что кажется непривычным, вызывающим протест;искать и укреплять общее во взглядах, позициях, особенно в вопросах воспитания;при возникновении различий в подходах, которые неизбежны в силу того, что люди, вступающие в брак, это уже сформировавшиеся личности, прошедшие значительный жизненный путь, не доводить такие различия до конфликтов. Возникающие разногласия обязательно необходимо обсуждать, заранее допуская право каждого остаться при своем мнении, но вместе с тем стремясь к согласию по большему числу вопросов;не стесняться открыто признавать свои ошибки, сомневаться в собственной правоте.прежде чем критически отнестись к другому человеку, нужно столь же критически оценить самого себя.считать вполне нормальным и не испытывать особого разочарования, если у супруга вдруг обнаружатся некоторые недостатки, например, отрицательные черты характера. Они есть у всех людей без исключения. Дети с нарушениями в семейных взаимоотношениях остро нуждаются в специальной поддержке педагогов и специалистов ДОУ. Программа поддержки такого ребенка и коррекции нежелательного поведения ребенка должна включать следующие направления:изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрация спокойного поведения, безусловное принятие ребенка построение взаимоотношений с ребенком на доверии и взаимопонимании);создание благоприятного психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей);организацию режима дня ребенка и места для его занятий;создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучение;коррекцию негативных форм поведения (в частности немотивированной агрессии) с применением позитивных методов воспитания; регулирование ожиданий (необходимо помнить, что положительные изменения в поведении проявляются не так быстро, как бы хотелось, иногда на это уходит 1.5-2 года).Таким образом, семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Последствия семейных конфликтов отражаются не только на состоянии детской души, но и на всей дальнейшей жизни ребенка, так как в будущем это может сказаться на их собственных семьях и детях, ведь семья, в которой вырос ребенок, дает образец той семьи, которую он образует, став взрослым.В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.ЛитератураАлексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.Е. Алексеева.- СПб.: Речь, 2006. – 224 с.Бобошко, И.Е. Роль личностных особенностей и детско-родительских отношений в воспитании ребенка [Текст]/ И.Е. Бобошко, М.Н.Салова, О.В. Алехова, Ж.В. Юхименко, П.В. Маслова // Медработник ДОУ. -2009, -№ 6. –С. 100-109.Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208 с.Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. [Текст]/ В.М.Целуйко, -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -448 с.Целуйко, В.М. Семейный конфликт и дети. [Текст]/В.М.Целуйко // Психолог в детском саду. 2008. -№1. –С. 54-67.Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. – Ростов н/Д: Феникс, 2010, 314 с.Приложение № 1Типичные профили родительского отношения, влияющие на развитие личности ребенка (по М.Ю.Синягиной)Группа семейПодгруппаХарактеристика родительского отношенияБлагоприятныеПонимающиеХорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.ПокровительствующиеХорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.БезразличныеМало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.НеблагоприятныеПодавляющиеОтличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.ТревожныеРодители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.ОтстраненныеРодительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.ОтвергающиеРодители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X