Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сокова Татьяна Владимировна

Рабочая программа «Опережающее развитие детей от 3-8 лет по сенсорному развитию»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Уссурийска Уссурийского городского округаМетодическая разработкаСоставил:воспитатель – Сокова Татьяна Владимировна(Ф.И.О. педагога)Тема: Рабочая программа «Опережающее развитие детей от 3-8 лет по сенсорному развитию»( название темы)г. Уссурийск 2022 г.Перспективный план работы:Пояснительная запискаАктуальность сенсорного воспитанияПоставленные задачи на основе дидактических игрИспользование различных методов и приемовЦель работы через дидактические игрыИспользуемая литература7. Перспективный план8. Приложение 19. Приложение 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Богатство ощущений и восприятий – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов, т.к. «внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ»К.Д. УшинскийСенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.Период дошкольного детства является периодом интенсивногосенсорного развития ребенка, в котором происходит совершенствование егоориентировки во внешних свойствах, в отношениях предметов и явлений, впространстве и во времени. Значение сенсорного развития в дошкольномвозрасте трудно переоценить. Именно этот этап наиболее благоприятен длястановления деятельности органов чувств, накопления представлений обокружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, имеетсамостоятельное значение, с другой стороны, составляет фундамент общегопознавательного развития. С восприятия предметов и явлений окружающегомира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являютсярезультатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитиеневозможно без опоры на полноценное восприятие.Следует отметить, что в любой период дошкольного детства усвоениеновых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебныхзанятиях. Обучающая задача, представленная в игровой форме, имеет топреимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимостьприобретения новых знаний и способов действия. Он, привлеченныйувлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что учится,хотя при этом все время сталкивается с затруднениями, которые требуютперестройки его представлений и познавательной деятельности. Если назанятии он выполняет задание взрослого, то в игре, ребенок решает свою,собственную задачу.Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также вне занятий. Игры и упражнения можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам, либо со всеми детьмиодновременно.Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без  сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных  эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной  деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития  сенсорных способностей.Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы,  которые бы способствовали развитию сенсорных способностей  дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском  коллективе.Поэтому целью своей работы поставила: создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.Определила задачи:1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.2. Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.3. Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей  дошкольного возраста.4. Воспитывать познавательный интерес, любознательность;5. Повышать компетентность родителей в  организации работы по  сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.Условия. Игры использую не только на занятиях, но и в совместной деятельности, индивидуальной работе, также даю использовать родителям дома.В процессе обучения с детьми опиралась на принципы построения общей дидактики:Принцип насыщенной предметно-игровой среды;Принцип взаимосвязи;Принцип интеграции;Принцип активности;Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;Принцип последовательности;Принцип систематичности;Принцип повторности;Принцип доступности.Работу проводила поэтапно.I этап ОрганизационныйМетодическое сопровождение:Подборка и изучение материала по данной теме.Подборка диагностических материалов по возрасту детей.Проведение диагностики.Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.Развивающая среда.Приобретение игрового материала.Создание в группе центра по сенсорному развитию «Развивайка», который ежегодно пополняется.Изготовление наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей.Работа с педагогами и родителями.Анкетирование.Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию.Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий.Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.II этап (Внедренческий)Составление учебного плана.Разработка перспективного планирования.Проведение дидактических игр с детьми.III этап (Итоговый)Диагностика детей.Корректировка планов.При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе оформила центр по сенсорному развитию «Развивайка», назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. На основе изученного материала составила учебный и перспективный планы для детей младшего, среднего и старшего возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Подобрала материалы, игры. Многие игры изготовила сама.В младшей группе (3-4 года) изготовила новые игры для развития сенсорных способностей. Совершенствовала представление детей о цвете в играх «Радуга», «Завяжем мишкам банты». Вводила названия оттенков в игре «Подбери себе товарищей» (подбирали флажки). Используя гуашевые краски, учились способам получения оттенков, их насыщенности, учились словестно их обозначать: темный, светлее, самый светлый. В этом возрасте знакомились с «холодной» и «теплой» цветовой гаммой. В игре «Народные узоры» составляли орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета, в игре «Чайный сервиз» наклеивали чайные пары цветных силуэтов из бумаги теплых и холодных цветов спектра. Полученные знания дети применяли в разных видах продуктивной деятельности.При дифференциации размера учила детей практическим приемам сравнения по размеру. Дети, играя с матрешками в игре «Что там», устанавливали отношение между пятью объектами по величине. В игре «Найди елочки» дети с удовольствием учились использовать условную мерку при определении высоты предметов. В игре «Расставь мебель» используя три набора кукольной мебели (два одинаковых, третий отличающийся от них) мы с детьми проводили обследование предметов, определяли их величину предметов и описывали словами.В игре «Домино» закрепляли название геометрических фигур и знакомились с новой формой – многоугольник. В игру «Чудесный мешочек» так любимую детьми мы продолжали играть и в среднем возрасте. Усложненные правила игры дали детям возможность выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Эта игра проводилась в дальнейшем с еще одним усложнением. Я брала два набора плоскостных и объемных фигур, один – на столе, другой – в мешочке. Сначала дети определяли геометрическую фигуру на ощупь, а затем находили такую же на столе. Путешествовали по группе, находя предметы, соответствующие заданной форме. Например: прямоугольнику соответствуют столы, книги, шкафы; кругу – часы, обруч, банкетки; квадрату – окна, плакаты, ковер и т.д. В играх «Неразбериха», «Составь целое из частей» учились с детьми зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Используя несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора запоминали расположение геометрических фигур в сложном узоре, конструкции, затем воспроизводили по памяти.Используя перечисленные игры, у детей среднего возраста формировались начальные навыки для коллективной мыслительной деятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения, развивались предпосылки творческого продуктивного мышления.Для детей средней группы изготовила игры: «Поймай бабочку», «Найди елочки», «Цветной диск», «Карточки-таблицы многофункционального использования», «Разноцветные резинки», «Разноцветный счет», «на рисунок посмотри, фигуру там скорей найди».В играх детей старшей группы (5-6 лет) правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Важно, как будет закончена эта игра (для того, чтобы дети вновь захотели в нее поиграть): чествованием победителей, сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз. Поэтому, я стараюсь, проанализировать каждую игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и достаточно ли активны были в игре дети, какие нравственные качества проявились: умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками. Игры старалась подобрать такие, которые развивают умения выделить как общие, так и индивидуальные признаки предметов, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.Я заметила, что они с удовольствием играют в дидактические игры, как на занятиях, так и в свободное время. В этом году изготовила новые игры: «Каждой фигуре свое место» (3 варианта), «Геометрическая дорожка», «Соедини правильно». Принципы отбора игр остался тот же: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей. В этом году запланировала подключить детей к изготовлению нескольких игр.В работе использую такие формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, подгруппами.Дидактические игры проводила в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставила перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий.Индивидуальную работу с детьми проводила при необходимости в том случае, если дети затруднялись: способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине, умении выполнять аналитическую деятельность.Для самостоятельной игровой деятельности предлагала детям игру, если правила игры детьми усвоены. Старалась, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадал, то правила игр усложняла, расширяла вариативность.Все дидактические игры, вошедшие в систему, учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.Использовала в работе методы: поисковый, наглядный, игровой, метод упражнений, работу по схемам и карточкам, практический, совместный (действие ребенка с педагогом), эвристический.Приемы: убеждение, пример, упражнение, поощрение, показ, объяснение, вопрос, рассматривание.Основная особенность дидактических игр – обучающая, т.е. в играх просматривается сочетание двух задач: дидактической и игровой: если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свой обучающий характер и является для ребенка яркой, увлеченной, динамичной игрой. Наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания и обучения детей, но не открыто, а через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.Сенсорное воспитание проводилось как в непосредственно образовательной деятельности, так и в специально организованной деятельности, совместной воспитателя и детей (1 раз в неделю), самостоятельной деятельности детей, прогулке.Диагностика. В основе проведения работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшей группы использую рекомендации Шапошниковой С.В., Власенко О.П., Косьяненко М.В., Мезенцевой В.Н.. Диагностику провожу два раза в год: начальную - в сентябре, итоговую – в мае.Диагностика показала в течение трех лет положительные результаты. Полученные данные показывают, что у детей значительно повысился уровень знаний по сенсорному развитию (Приложение)Значит: для сенсорного развития детей необходимо систематически организовывать дидактические игры.Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.В работе по сенсорному развитию для детей средней возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:1. Дидактические игры на различение основных цветов:«Катание цветных шариков», «Домики и флажки», «Воздушные шары", «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.2. Дидактические игры на различение величины предметов:«Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:«Что лежит в мешочке», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.4. Дидактические игры на закрепление понятий большой - маленький, много - мало и основных цветов:"Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие:- Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д.- Игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет? », «Звуки высокие и низкие», «Чей домик? », «Угадай, кто позвал».6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит»? «Поставь на место», «Далеко - близко», «Высоко - низко», «Справа - слева», «Вниз - вверх».В свободной деятельности включаю игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить), «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.В режимных моментах включаю игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:- Игры: «Краски лета, зимы… », «Соберем листочки», «Что за дерево».- Дидактические упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много - мало», «Большой - маленький», «Тихо - громко».Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.Благодаря созданию системы по сенсорному воспитанию в группе осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.Главная ценность данного опыта работы заключается в том, что тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (меня, как воспитателя, родителей, детей) удалось повысить качество сенсорного развития, создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности ребенка. У детей сформировано представление о сенсорных эталонах. Дети научились способам обследования предметов, группировать их по цвету, форме, величине, выделять отдельные измерения величины в соответствии с возрастом.В дальнейшем планирую: изготовление новых дидактических игр; создание картотеки игр по сенсорному развитию детей для родителей.Список литературыАксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,2000.Бондаренко Е.А. Развивающие игры для детей от года до трех лет.М: ООО «Издательство АСТ», 2003.Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Просвещение, 2010.Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Ляминой Г.М., М., 2013.Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; - М.: Просвещение, 2013.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.Яр.: Академия развития, 2005 .ГригорьеваГ.Г . Дети раннего возраста. М., Академия, 2001Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. М,: Просвещение,2015Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 2012.10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 2017.11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред.Л.А. Венгера. М.: Просвещение,2015.12. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов сред.учеб.за-ведений.2-е изд./ Р.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранова., - М., Издательский центр « Академия»,2010.13. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова., - М., Издательский центр « Академия» , 2008.14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1.Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика. 2010.15. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 201516. Пилюгина Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннеговозраста: - М.:Просвещение, 2015.17. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»Логинова В.И.,Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. - СПб: Детство-ПРЕСС 2006.18. Сенсорное воспитание в детском саду: Под ред. Н.Н. Поддьякова,В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 2017.19. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития ивоспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Подред. Ф.С.Сохина, Н.Н.Поддьякова, - М., Просвещение, 2015Перспективный план работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет№ п/п№ неделиИграДидактическая задачаОборудованиеСентябрь11Радуга(цвет)Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке.На плотном белом листе бумаги (60 х 80 см.) выполнена аппликация радуги. Правая половина (7 полу-дуг) съемная.22Домино фигур(форма)Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой – многоугольником.28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках- «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.33Что там?(величина)Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины. Игра проводится в основном так же, как соответствующая игра в младшей группе, но увеличение количество элементов существенно усложняет задание.Деревянная разобранная матрешка из пяти вкладышей (по количеству детей), любые пятиместные игрушки.44Радуга (вариант 2)(цвет)Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Краски радуги».Лист белой плотной бумаги (30 х 20 см.), на котором аппликационное из разноцветных полос бумаги изображены радуга, зеленая лужайка, цветы, петушок. Это вносит в изображение образность и занимательность.Октябрь51Угадай, что это?(форма)Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в названии геометрических фигур.Наборы плоскостных геометрических фигур – круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона. Ширма.62Упражнение с брусками изменяющихся размеров(величина)Закреплять умение устанавливать соотношение между элементами по величине, выделять высоту и длину. Познакомить детей с новым для них измерением величины – шириной, а также с толщиной.Набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 до 12 см. Набор из пяти брусков, основанием 20 х 5 см, высотой от 10 до 6 см, убывающей на 1 см. Набор из пяти четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании 10 см, а основание других убывает постепенно на 1 см. Эти призмы имеют одинаковую длину – 20 см. Каждый набор в двух экземплярах.73Сенсорные ведерочки(цвет)Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, воображения, глазомера и закрепление представления о цветной гамме и ее оттенках у детей дошкольного возраста.В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «справа», «слева», «между», продолжается обучение метания в цель и упражнение в счете.4 ведерка (красного, синего, зеленого, желтого) цвета, наполненные пластмассовыми крышками соответствующего цвета.84Радуга (вариант 3)(цвет)Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по представлению, используя стихотворение «Краски радуги».Аппликационное изображение радуги, описанное во втором варианте игры, складывается с обеих сторон так, что дуги радуги закрываются и остается одна только белая дорожка. Семь цветных дорожек вложены в конверт.Ноябрь91Чудесный мешочек (вариант 1)(форма)Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия.Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе.102Помоги зайцам(величина)Учить детей классифицировать предметы по размеруНаборы карточек с изображением трех зайцев с тремя корзинками разной величины; карточки с изображением предметов по величине113Поймай бабочку (моторика пальцев рук)Развитие быстроты движений кистей рук, мелкой моторики (ребенок должен накрутить веревку, чтобы бабочка попала в руки.Шпульки из-под ниток с веревочкой, на конце веревочки прикреплена бабочка (из линолеума).124Чудесный мешочек (вариант 2)(форма)Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемого образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление детей 3 – 4 лет с геометрическими фигурами.Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой –на столе. По своему усмотрению воспитатель вкладывает одну из фигур в мешочек.Декабрь131Разноцветный счет(цвет)Формирование представлений об основных цветах и счете в пределах 6Разноцветные картинки, два кубика (цветной и с точками).142Найди елочки(величина)Учить детей использовать промежуточное средство – мерку – при определении высоты предметов.Набор из пяти полосок (оранжевого цвета) длина полос (мерок) постепенно уменьшается от 25 до 5 см, пять елочек, высота также постепенно уменьшается.153Магазин(форма)Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. От детей требуется развернутое словесное объяснение своих действий.Оборудование для «магазина»: шкаф с сумками, в которые дети складывают покупки; прилавки с разными отделами; «товары»: конфеты (круглой, прямоугольной, овальной формы), печенье (квадратной формы) и т. д.; халаты для работников магазина, касса, весы, чеки (карточки, на которых нарисованы круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).164На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди(форма)Учить находить заданную геометрическую фигуру на рисунке. Развивать память, мышление, речь.Карточки с изображением на левом поле геометрических фигур и с рисунком на карточке определенного сюжета.Январь171Расставь мебель(величина)Учить детей выделять знакомые измерения величины в конкретных предметах и соотносить по памяти предметы по этим измерениям. Обследование предметов носит уже более комплексный характер: надо определить измерения величины предметов и описать их словами.Три набора кукольной мебели (два одинаковых, третий отличающийся от них): шкаф прямоугольной формы разной высоты и ширины, столики разной формы и ширины, стулья разной формы и величины, кроватки детские высокие и низкие, зеркало овальной и прямоугольной формы, большое и маленькое и т. п.182Окраска воды(цвет)Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета), показать способ их получения, учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый.Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде.193Поручения(форма)Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. В этой игре дети впервые подбирают предметы, пользуясь не реальными геометрическими образцами, а представлениями об основных вариантах формы.Комплект игрушек разной формы (круглой, квадратной, треугольной).204Цветной диск(величина)Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте.Деревянный диск с отверстиями (диаметр отверстия – 7 мм). Отверстия идут от центра к внешней части круга по радиусу. В каждом ряду три отверстия. В отверстия вставляется по 8 цилиндров каждого цвета: высота красных цилиндров – 6 см, высота желтых цилиндров – 5 см, высота зеленых цилиндров – 4 см.Февраль211Путешествие по групповой комнате(форма)Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. Усложнение задачи в том, что в число подбираемых детьми предметов наряду со специально подготовленными игрушками включаются и другие вещи, находящиеся в групповой комнате.Разнообразные предметы и игрушки различных форм.222Цветной волчок(цвет)Учить детей получать различные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый».Катушки из – под ниток, разрезанные пополам (волчки), - 8 штук. В катушку вставляется заостренная с одного конца палочка. Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении цветного и белого кружков уменьшить или увеличить белый просвет.233Красивый узор(величина)Учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов.Большие и маленькие плоскостные геометрические фигуры.244Окраска воды по замыслу детей(цвет)Упражнять детей в самостоятельном получении новых цветовых тонов путем смешивания двух цветов. Игра закрепляет знания и умения, полученные в предыдущих играх и упражнениях на смешение цветов.Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски трех цветов спектра (красная, желтая, синяя). Кисточка для размешивания красок в воде.Март251Завяжем мишкам банты (величина, цвет)Упражнять детей выделять параметры величины предметов.Игрушки мишек разной величины, банты разной длины и разного цвета.262Найди то, что спрятано(форма)Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов. Игра подводит к обобщению предметов по признаку формы.Предметы прямоугольной формы: носилки, поднос, бруски, фонарики, щетка для волос, зеркало. Обруч. Деревянные фигурки деревьев (елочка, березка, тополь, дубок) на подставках.273Сенсорные таблицы (многофункциональное пособие)(форма, величина, цвет)Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны).Ориентировка на листе в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти.Активизация мыслительных процессов.Игровая карта для каждого ребенка. Она имеет 5 столбцов и 10 рядов, что составляет 50 клеток. В каждой клетке произвольно размещены геометрические фигуры, разные по форме, цвету, размеру.284Подбери себе товарищей(цвет)Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и оттенков (по одному на каждого ребенка).Апрель291Разложим мишкам мисочки (величина)Упражнять в понимании отношений по величине между объемными и плоскостными предметами.Игрушки мишек и мисок разной величины, мишки и миски плоскостные разной величины.302Волшебные резинки (цвет)Развитие мелкой моторики рук, фантазия, воображение, внимание, усидчивостьПланшет из фанеры с гвоздиками, разноцветные резинки. Карточки с изображением разных геометрических фигур.313Составь целое из частей(форма)Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Ребенок оперирует геометрическими фигурами.Образцы – плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник). В конвертах находятся такие же фигуры, разрезанные на две и на четыре части. С одной стороны все фигуры окрашены одинаково – в красный цвет, с другой – круг и его части – в желтый цвет; квадрат и его части – в синий, а прямоугольник и его части – в зеленый. На каждого ребенка приходится по набору плоскостных геометрических фигур и частей.324Неразбериха(форма)Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Ребенок оперирует геометрическими фигурами (дополнительно даются новые геометрические фигуры: круг, овал).5 карт-образцов (10 х 10 см), на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; 20 карточек (5 х 5 см) с изображением ¼ части названных выше геометрических фигур; фишки для поощрения детей за быстроту и правильность выполнения задания.Май331Подбери себе товарищей (цвет)Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на каждого ребенка).342Какого цвета предметы в нашей группе? (цвет)Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.Интерьер группы (мебель, посуда и другие вещи).353Что изменилось?(форма)Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции).Несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора.364Какого цвета не стало? (цвет)Учить детей самостоятельно определять и называть цвет предметов с указанием признака (светло-зеленый, темно-синий и т. д.).Набор разноцветных шаров (по три оттенка каждого цвета спектра, черный, белый, серый).Приложение 1Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в младшей группе«ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.«ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д.«УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка, и по словесному указанию воспитателя.2 вариант. Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.«ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.«НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.2 вариант. «Кто быстрее!»Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: - Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д.4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик»2 этап: «Принеси желтый шарик»3 этап: «Какого цвета шарик?»«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.3 этап.2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Воспитатель рассказывает: - Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась?«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей.«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум.«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:А) образец остается перед глазами ребенкаБ) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.«УКРАСИМ УЛОЧКУ» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ В СТАКАН» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек».«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.«ДОРИСУЙ КАРТИНУ ИЗ ПРОБОК» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».Приложение 2Наблюдение за детьми в процессе самостоятельной деятельности

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X