Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сидорова Людмила Александровна

Воспитание музыкального воображения ученика - важнейшее условие для формирования музыканта.

скачать документ

Вернуться назад

Сидорова Людмила Александровнапреподаватель МАУ ДО «Детская школа искусств имени А. А. Алябьева»города ТобольскаПедагогическая статья:Воспитание музыкального воображения ученика – важнейшее условие для формирования музыкантаГоворя о развитии творческих способностей ученика, нельзя обойти вопрос о развитии музыкального воображения, без которого невозможно воспитание музыканта - исполнителя. До настоящего времени проблема воображения остается одной из самой сложных и спорных.  Аристотель в трактате «О душе» дал развернутую теорию воображения. Он рассматривал его как «устойчивое состояние» или свойство ума порождать образы, отличные от образов чувственного восприятия и предметов чистого мышления, что воображение позволяет совершать разнообразные «переходы и изменения», способно создавать несуществующие образы. Воображение несет в себе элемент «темного, иррационального», т.е. имеет отношение к бессознательному. На ранних этапах развития психологической науки изучением воображения занимались В.Вундт, Т.Рибо, которые полагали, что только воображение создает новое. Оно предоставляет мышлению материал, ставит задачи и указывает пути их решения. Мышление же служит способом проверки и доказательства. По мнению Л. С. Выготского, В.Вундтом, Т.Рибо и Джемсом, была раскрыта чувственная обусловленность воображения, связь его с опытом человека. По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование. Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением. Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». По данным Л.С. Выготского, все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненных в памяти. Деятельность в воображении всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:- Процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески.- Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства. Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций - все эти методы по - своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения, в том числе и музыкального. Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение с взрослым, открывающим способы получения впечатлений.Развитие музыкального воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Любое обучение, в том числе и музыкальное, связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Игры, занятия, общение с взрослыми способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. В настоящее время в теории и практике музыкального обучения много говорится о необходимости накопления учащимися того минимума художественных впечатлений, без которого невозможно вхождение в мир музыки. Г.Г. Нейгауз писал, что «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь то ребенок или взрослый - должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу музыка уже живет полной жизнью раньше, чем он в первый раз прикоснётся к клавише или проведёт смычком по струне». По своему характеру музыкально-исполнительская деятельность имеет некоторые общие моменты с детской ролевой игрой. В обоих случаях всегда присутствуют два четко выраженных плана действий: один - в воображении, то есть представлении некоторых предлагаемых обстоятельств, и - реальный, воплощаемый в физических действиях. Образные представления о движениях, освоенных в детских ролевых играх, впоследствии могут быть перенесены в музыкально-исполнительскую деятельность. Образное представление значительно облегчает новый материал. Особенностью развитого музыкального воображения является его необычайно богатая вариантность. Г.Г. Нейгауз отмечал, что «исполняя по многу раз одно и то же произведение, никогда не играешь его одинаково. Пытливая мысль большого художника открывает всё новые стороны в хорошо знакомом музыкальном материале, будь то П.И. Чайковский или И. Брамс». Развитие и формирование вариантного подхода к исполняемому музыкальному произведению должно лежать в основе развития у исполнителей творческого воображения. Один из таких подходов был разработан В.Г. Ражниковым. Суть метода заключается в том, что предложив ученику выучить какое-либо произведение, педагог не играет его, а только напоминает, что его нужно обязательно попытаться сыграть в указанном автором настроении. Далее, на этом же уроке, педагог выбирает 5-7 фрагментов из других музыкальных произведений, в которых присутствует то же настроение, что и в предлагаемой для разучивания пьесе. На следующем уроке ученик играет заданное произведение. После этого педагог исполняет выбранные им фрагменты, показывая развитие отраженного в музыке настроения в произведениях других композиторов. Преподаватель исполняет также пьесы или фрагменты контрастных настроений, с тем, чтобы ученик нашёл «своё» переживание. Затем педагог исполняет один из фрагментов, намеренно сильно искажая настроение, спрашивая ученика при этом: «Что изменилось в музыке?» Убедившись, что эстетическая эмоция уже стала «личным» достоянием ученика, педагог возвращает его к пьесе, и вместе они начинают детально её разучивать. При помощи такой методики преподаватель достигает того, что ученик понимает, что в музыке главное – не отдельные звуки, не ритм, не правильные пальцы - а выражение того настроения, ради которого и существуют и ноты, и ритм, и аппликатура. Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счёт вариантности использования исполнительских средств выразительности - динамики, агогики, артикуляции, педализации. Можно увеличивать количество вариантов за счёт варьирования поочерёдно какого-либо одного средства музыкальной выразительности. Педагог может показать произведение в градациях от рр до ff,  метрически точно и приёмом rubato, приёмами от legatissimo до marcatissimo , с педалью и без неё. Изменение только одного средства музыкальной выразительности ведёт за собой определённые изменения и в целостном образе произведения. Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно. Но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вариантность исполнений одного и того же произведения ведёт к формированию у учащегося богатого творческого воображения, повышает художественную выразительность игры. Один из очевидных путей приобретения знаний ребенком является имитация, основывающаяся во многом на воображении. Кроме того, образы могут выполнять и прогнозирующую функцию, которая проявляется в виде упреждающей программы поведения. Образы обеспечивают целесообразную отсрочку непосредственных реакций на основе предвидения, эмоционального предвосхищения. Образный опыт фиксируется памятью (произвольно или непроизвольно) для будущего использования.Таким образом, развитие образности (образной сферы) и воображения имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала человека (будь то ребёнок или взрослый), его творческих способностей. И музыкальная деятельность играет в этом процессе активно стимулирующую роль. Музыка во многом отличается от других искусств – ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства. Ей свойственно передавать настроения в очень условных звуковых образах. Для развития музыкального воображения ребёнка важно помнить о его отличительных особенностях.Во-первых, чем больше количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель-ребёнок, тем лучше активизируется его воображение. Поэтому для развития воображения важно:Подобрать яркий образный репертуар, направленный на активную работу фантазии.Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки.В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.Л.С. Выготский выделяет 3 основные функции воображения:1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребенка живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.3. Воспитательная. Позволяет развивать и упражнять свои способности.Одной из наиболее сложных задач преподавателя фортепиано является развитие музыкального воображения, которое представляет собой необходимый элемент художественного творчества. Для музыкального воображения характерно сознательное формирование образов в соответствии с определенными целями и задачами. Во всех этих видах – создании музыки, её исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения. Создавая музыкальное произведение, композитор конструирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо он чувствует и понимает образ музыкального произведения и передает его. Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого и тяжелого труда. П.И. Чайковский говорил о том, что вдохновение не приходит ленивым. Основная задача преподавателя фортепиано – подготовить учащихся к восприятию, а значит, и пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по настроению. Развивать их музыкальные творческие способности. Недостаточно научить детей каким – то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с искусством звука, творческую активность. Если ребёнок способен быстро перевести музыкальный образ на язык зрительного или вербального образа, его интерпретация оригинальна, в сравнении с вариантами предложенными его сверстниками, он легко интерпретирует пьесы разного характера, его рисунок или текст детальны, проработаны и логичны, он может объяснить и доказать свою точку зрения. Тогда мы можем говорить, что у ребенка высокий уровень развития музыкального воображения. «Музыка живет внутри нас, в нашем мозгу, в нашем сознании, чувстве, воображении, её «местожительство» можно точно определить: это наш слух; инструмент существует вне нас, это частица объективного внешнего мира, которую надо познавать, которой надо овладеть, чтобы подчинить её нашему внутреннему миру, нашей творческой воле» - Г.Г. Нейгауз.Используемая литератураВыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.Выготский Л.С. Психология искусства. - СПБ, 2000.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: «Музыка», 1988.Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X