Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Галицина Ольга Фёдоровна

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование положительных личностных качеств воспитанника

скачать документ

Вернуться назад

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование положительных личностных качеств воспитанника10.01.2023Галицина Ольга Фёдоровнавоспитатель Новороссийского СРЦННравственные нормы без религиозной основы превращаются в мораль, которая молодёжью воспринимается не как норма жизни, а как внешние ограничения, которыми, если не узнают родители, можно пренебрегать. митрополит КлиментЦели и задачи духовно-нравственного воспитания в условиях СРЦНДети и подростки, направленные органами опеки в СРЦН, в среднем проходят реабилитацию в течение 3-4 месяцев. Воспитать за этот короткий срок духовно-нравственные качества – невозможно. Нравственные качества формируются годами, с помощью практического участия в духовной жизни. Однако сформировать основы правильного отношения к своему духовному здоровью и нравственности – вполне реально. Необходимо подчеркнуть – только основы, которые могут стать фундаментом для духовно-нравственного роста и развития воспитанника СРЦН.Цель, которую может поставить перед собой педагогический коллектив СРЦН – приобщение воспитанников к духовной жизни и на этой основе помогать воспитанникам приобретать личный опыт нравственного поведения.Задачи духовно-нравственного воспитания делятся на базовые категории:ОбучающиеИзучение основ православной веры и традиций;Знакомство с понятиями нравственного выбора и смысла жизни;Изучение основных духовных ориентиров и ценностей;ВоспитывающиеВоспитание социально активного гражданина своей страны, уважающего закон, выполняющего свои обязанности перед семьей и обществом, любящего свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и традиции, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества;Привитие навыков благочестивого образа жизни;Воспитание стремления к приобретению личного духовного опыта;Формирование нравственных личных качеств: простоты, послушания, терпения, целомудрия, смирения, совестливости, долга, ответственности, патриотизма, милосердия, незлобивости, способности прощать обиды, переживать радость, проявлять стойкость и мужество;РазвивающиеРазвитие творческой, мыслящей, активно познающей мир личности;Развитие задатков готовности к служению людям и Отечеству;Обеспечение социализации воспитанников в церковной среде;Формирование умения критически оценивать свои намерения, мысли и поступки;Формирование способности совершать моральный выбор и отвечать за него; Развитие готовности к преодолению жизненных испытаний;Реализация Цели и Задач духовно-нравственного воспитания в СРЦН предполагает: - соработничество всех членов педагогического коллектива;- выстраивание системы воспитательных мероприятий, направленных на приобщение воспитанников к традиционным ценностям;- приобщение воспитанников к делам милосердия, иных форм участия в миссионерской и социальной работе;Основным, наиболее важным фактором духовно-нравственного воспитания в условиях детского социально-реабилитационного учреждения должна быть возможность постоянного общения с духовенством русской православной церкви. Только под ее началом можно построить правильную, рабочую модель духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Духовно-нравственное воспитание должно проводиться не точечно, а в процессе всего комплекса реабилитационной работы, в том числе и в процессе досуговой деятельности воспитанников через такие формы, как: встречи, конкурсы, творческие выставки, паломничества, походы, театрализованные постановки, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом. Только тогда можно достичь результата, способствующего социализации воспитанников, в том числе и в православной среде, после завершения периода реабилитации в СРЦН.Фундаментальные основыдля формирования системы духовно-нравственного воспитанияУказом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и коммуникаций, международного сотрудничества. Особая ответственность за реализацию государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи лежит на учреждениях, работающих с детьми, оставшимся (временно или постоянно) без попечения родителей.Согласно Указу, традиционные ценности «укрепляют гражданское единство и находят свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».Как отмечается в Основах, «традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны».Какие положительные личностные качестваможносформировать за период реабилитации в СРЦН?Среди ожидаемых результатов реализации госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:- сбережение и приумножение народа России - сохранение общероссийской гражданской идентичности- развитие человеческого потенциала- поддержание гражданского мира и согласия в стране- укрепление законности и правопорядка - формирование безопасного информационного пространства- защита от распространения деструктивной идеологии - повышение международного престижа РоссииОриентируясь на государственную политику в сфере духовно-нравственного воспитания, в условиях СРЦН, за стандартный период реабилитации (3 месяца) можно заложить у воспитанников основы:первичных ЗНАНИЙ о Боге и Его влиянии на всё, происходящее в мире; начальных УМЕНИЙ верить, смиряться, прощать, любить, молиться;основных НАВЫКОВ получения духовного опыта (подготовка и участие в главных церковных таинствах);За период реабилитации в СРЦН возможно:- дать знания о нравственных духовных законах;- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести);- воспитать нравственные чувства: уважение и любовь к родителям, старшим, к Родине; - сформировать основы для развития ценностных жизненных ориентиров;- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближним;Способы педагогического воздействиянаправленные на формирование духовно-нравственного мировоззрения подростков,находящихся в трудной жизненной ситуацииЗнакомство с основами духовной жизни и нравственности может строиться на основе таких подходов и форм, как: - активизация познавательной активности воспитанников; - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности;- целенаправленное включение воспитанников в обсуждение и исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;Для формирования духовно-нравственного мировоззрения подростков важно использовать педагогические методы и приемы, с учетом возрастных особенностей воспитанников. В качестве наиболее важных механизмов, могут быть выделены следующие методы:Метод активного слушания с элементами игровых ситуаций и сюжетных сценок с использованием наглядного и видео-материала – для самых маленьких.Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания воспитанников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность воспитанникам СРЦН сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты.Исследовательский метод – организация обучения, при которой воспитанники самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого воспитанники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.Данные формы и методы призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания, а главное – формировать у воспитанников положительные личные качества.МолитваОчень важно молиться о детях. Но, ещё лучше - молиться вместе с детьми. Педагоги СРЦН могут помочь воспитанникам осознать, что молитва – это разговор с Богом, святыми, ангелами. Научить детей за период реабилитации в СРЦН двум основным православным молитвам «Отче наш» и «Символ веры», означает не только открыть путь к истокам духовной жизни. Мы, педагоги, можем повлиять на одну из важных сторон социализации воспитанников: рассказать, как стать активным и полезным членом Русской Православной Церкви, которая, конечно, не оставит без помощи детей, нуждающихся во внимании и добром отношении.Практическое знакомство с традиционными ценностямиЕсли мы не будем обращать внимание на духовно-нравственное состояние воспитанников, то при всех наших самых качественных мероприятиях, методиках, программах дополнительного образования, мы рискуем не получить никакого результата.Не будем отрицать, что современному молодому человеку необходимо успевать учиться, чтобы овладеть профессией, стать самодостаточной личностью. Но, давайте вспомним, что говорил классик педагогики Ян Амос Коменский: «Образованный человек без нравственности, опаснее необразованного», «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Одной из главнейших задач воспитания является развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. А нравственность – граница дозволяемого совестью. Верхней границы нравственности не существует. Дальше, выше - духовность, а она бесконечна. Будет нравственность, есть надежда, что может родиться и духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.Знакомство с РПЦ – одна из важных сторон социализации подростков. Исповедь, Причастие Святых Христовых Таин, беседа со священником, посещение Богослужений, знакомство с Евангелием, молитвами, храмами, святынями, историей, традициями православия своей малой родины – путь к построению здорового общества. Оно, общество, очень скоро будет состоять из детей, часть которых сейчас нам доверены государством в качестве воспитанников.Что нам мешает?или Жизнь – по правиламЧасто дети, поступающие на реабилитацию в СРЦН, были предоставлены сами себе. Родители и родственники не уделяли должного внимания их воспитанию и развитию. Многие имеют психологические и физические недуги. Равнодушное отношение взрослых, вседозволенность, отсутствие границ и эгоизм приводят к тому, о чем мы можем прочесть в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей. Что мы можем противопоставить безнравственности, отрицанию идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, созидательного труда, позитивного вклада в историю и культуру? Самое главное - помнить, что воспитывают не словами. Воспитывают делами. Конкретными поступками. Личным примером.Именно поэтому каждый воспитатель, работающий в СРЦН должен сам к себе предъявлять высокие требования. Нравственная обязанность воспитателя СРЦН оградить воспитанников от:- навязывания представлений, отрицающих достоинство и ценность человеческой жизни;- внедрения антиобщественных стереотипов поведения; - формирования пренебрежительной позиции по отношению к духовно-нравственным ценностям; - искажения исторической правды, разрушение исторической памяти;- просмотра фильмов и программ, распространяющих аморальный образ жизни, вседозволенность и насилие, употребление алкоголя и наркотиков;- подрыва доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирования негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.Первой ошибкой в воспитании является отсутствие слова «НЕТ». Везде, где есть слово "НЕТ", там порядок. А если правил никто не придерживается, там сломленные шеи, поломанные жизни, искалеченные дети. Где детям все позволено, там вырастают кто угодно, только не достойные граждане своей страны. Уважение к мертвым, нет гомосексуализму, нет самоубийству, нет инцесту. Это естественно - это доказывать ничего не нужно, это заложено природой. А там где, слова «НЕТ» не существует - там нет людей.Все Евангелие построено на слове «НЕТ». Не кради, не убивай, не прелюбодействуй, не пожелай. Без «НЕТ» - нет цивилизации. Детей нужно как можно раньше выводить из зоны комфорта, приучать к труду, готовить к нормальной профессии, ответственности, умению планировать и мечтать о земном: любви, семье, доме, детях. В условиях СРЦН мы можем только закладывать фундамент нравственной жизни, показывать направление движения и пути, по которым надо двигаться вперёд, по дороге жизни.ВыводыРусский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами»:Первая главная часть воспитания – попечение о теле.Вторая главная часть воспитания – образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием.Третья главная часть воспитания – просвещение, или образование разума.Государственная политика в области сохранения и укрепления традиционных ценностей ориентирована на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, в интернете и СМИ.От воспитателей СРЦН, которым на короткое время государство доверяет детей, оставшихся без попечения родителей или попавших в трудную жизненную ситуацию, во многом зависит: сможет ли ребенок сделать правильные выводы из того комплекса социально-реабилитационных мер, которые ему были предоставлены в период пребывания в учреждении.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X