Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бриненко Лилия Ивановна

Хэппенинг как инновационная техно в работе с детьми раннего возраста логия

скачать документ

Вернуться назад

«ХЭППЕНИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обеспечивает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, куда включено и рисование. Для каждого ребёнка рисование это радостный, творческий процесс, к которому его не следует принуждать. Занимаясь рисованием с детьми раннего возраста, следует учитывать особенности данного возраста, поскольку у малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети ещё не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Зачастую отсутствие умений очень расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.Существует множество методов и способов рисования, но для того, чтобы поддержать и максимально развить индивидуальные и творческие способности детей приходит личностно-ориентированная образовательная технология, которая называется «хэппенинг». Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции, поэтому такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг», что в переводе с английского обозначает «случай» или «случайность».Хэппенинг является формой современного искусства, представляющей собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Технология хэппенинга включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием с использованием нетрадиционных техник, у детей появляется уверенность в собственных силах, а сами занятия дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы осмысливаются новые качества предметов, малыш овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.В работе с детьми раннего возраста можно использовать различные виды хэппенинга, такие как:рисование пальчиками,рисование кулачком,рисование ладошкой,рисование на подносе (манкой или цветным песком),рисование тычками или ватными палочками,оттиск печатками,рисование смятой бумагой.Перед началом работы в технологии «хэппенинг» детей следует познакомить с материалами для изобразительного искусства: цветные карандаши, цветные мелки, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь.На первых этапах проводится индивидуальная и групповая работа с детьми, чтобы каждый ребёнок смог овладеть техникой рисования. В процессе работы было выявлено, что дети предпочитают работать красками, а не карандашами. Особое внимание воспитанники уделяли пальчиковым краскам или гуаши, они привлекали их своей яркостью и красочностью, поскольку в раннем возрасте дети чувствуют и познают что-то новое с помощью рук. Исходя из полученных результатов наблюдения, можно сказать, что инновационная техника хэппенинг подходит больше всего для детей раннего возраста, ведь именно эта техника предполагает рисование ладошками, пальчиками, кулачками. В процессе работы изобразительной деятельности ребёнок испытывает положительные чувства и эмоции, он радуется красивому изображению, которое он создаёт сам. При работе в этой технике с пальчиковыми красками или гуашью ребёнок может использовать как правую, так и левую руку. Говоря о рисовании пальчиками, дети очень любят рисовать на силуэтах разных предметов или на листах бумаги. Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии, также можно рисовать пучком пальцев, сложив пальцы в пучок, обмакнув пальцы в краску и приложив их к листу. Пальцами можно нарисовать бусы, листья на деревьях, снежинки, звёздочки на небе, украшать платья, тарелки, дорисовывать пятнышки божьей коровке, жирафу и многое другое. В чём же состоит польза от рисования пальчиками?такой вид рисования хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи;развитие тактильной чувствительности (новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования);осознание ребёнком собственного тела;происходит раннее развитие творческих способностей;развитие ловкости пальцев и кистей рук (раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы);развитие представлений о цвете;развитие воображения и образного мышления.При рисование кулачком со стороны большого пальца, можно увидеть изображение улитки, розы, ракушки. Рисуя полураскрытым кулачком, можно увидеть в рисунках банан или радугу, дети всегда с удовольствием ставят точки, проводят линии.Одним из любимых способов рисования для детей является рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивать руки, и дорисовывать к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав им сердцевину.Рисование тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, полянку из одуванчиков, салют, листья на дереве, травку, облака или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и многое другое. У ребёнка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, а также его воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Использования инновационной техники хеппенинг позволяет педагогу создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в этой деятельности, несмотря на небольшой практический опыт ребёнка, педагог старается поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт у воспитанников. Нетрадиционное рисование в технике хеппенинг успокаивает и увлекает детей, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. Рисунки в нетрадиционной технике хеппенинг получаются намного быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и доставляют огромное удовольствие. Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей. Хэппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребёнка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребёнка этого возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.ЛитератураАлексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78.Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. –Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. – 352 с.Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под. ред. П.И. Каплан. - М.: Просвящение,1983. – 146 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М.: 1967. – 324 с.Денисова Д. Школа семи гномов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 10 с.Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение. - 2007. – 248 с.Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М.: - 2004. – 254 с.Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.  

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X