Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бутковская Светлана Иосифовна

«Психологические барьеры при общении детей дошкольного возраста, в том числе и в инклюзивных группах, и их преодоление»

скачать документ

Вернуться назад

«Психологические барьеры при  общении детейдошкольного возраста, в том числе и в инклюзивных группах, и их преодоление»Бутковская Светлана ИосифовнаМОУ Детский сад №279 Красноармейского района ВолгоградаПедагог-психологВ современном обществе возможность плодотворной коммуникации определяет будущее человека, его благосостояние, карьерный рост, успехи в личной жизни. В общении часто возникает такая проблема: «я хочу общаться – боюсь насмешки – не хочу общаться». Возникает психологический диссонанс между естественным стремлением к коммуникации и неверно оцениваемыми возможностями эти стремления реализовать.Педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений.А в жизни многих детей с ОВЗ складывается ситуация, когда они, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают.Между детьми дошкольниками, в том числе и детьми с особыми образовательными потребностями разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в общении детей дошкольного возраста достаточно высока.В результате общения у детей дошкольного возраста в инклюзивных группах детского сада возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между сверстниками и/или между ребенком и взрослым. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общении детей в инклюзивных группах, это:- трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (двигательные нарушения, нарушение речевого развития, задержки психического развития);- трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость);- трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний, специфики поведения).В коммуникативной деятельности дошкольников с ООП обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: - дети в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к формированию негативного образа и возникновению барьеров в общении с детьми. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.Нельзя обучать детей общению, не включив их, во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-либо другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Для преодоления коммуникативных барьеров у детей дошкольного возраста, в том числе и в инклюзивных группах необходимы следующие условия: - организация совместной деятельности детей; - развитие навыков эффективного общения; - воспитание толерантного отношения к сверстникам.Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной степени определяется общением ребенка дошкольника с педагогами детского сада. Через них часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в психологическом микроклимате группы.Все, что происходит с ребенком, окрашивается определенными эмоциями. Все воспоминания у дошкольников, прежде всего, ассоциируются с эмоциями. Именно под воздействием эмоций дети совершают как положительные, так и отрицательные поступки. Рассматривая трудности в общении ребенка с педагогом, следует выделить те отрицательные эмоциональные состояния (страх, стыд и вину, гнев, страдание, отвращение, презрение), при которых и возникают барьеры в общении.К числу наиболее распространенных затруднений, возникающих при общении детей с ООП, можно отнести:- Взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой барьер.- Барьер страха (может возникать у детей как боязнь строгости взрослых, выступления перед группой детей, боязнь наказания взрослых). - Барьер стыда проявляется как чувство неловкости за себя, Дети, имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, особенно если над ним еще подшучивают.- Барьер вины возникает тогда, когда ребенка постоянно обвиняют в том, что он не такой как все, что он неправильно себя ведет, что он неуклюж, не выполняет указаний взрослого, что он не умеет играть со сверстниками, что он неисправимый ребенок и др.- Барьер страдания может возникнуть у ребенка, например в случае разлучения с матерью и семьей. Данное затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на лечение в специализированные учреждения (больницу, на реабилитационные мероприятия). Тревожные переживания детей в связи с разлукой с близкими ему людьми часто проявляются как внутренний протест по отношению к взрослым, или же может проявляться в виде агрессивного поведения.- Барьер гнева (может возникнуть у ребенка в результате прерывания какого-либо приятного ему занятия, неожиданного оскорбления, обиды).- Барьер отвращения (возникает как следствие не гигиеничности: неопрятность ребенка, его неаккуратность, грязная одежда и обувь, наличие вредных привычек: ковыряние в носу, обгрызывание ногтей, расковыривание болячек и других).- Барьер пренебрежения или презрения (проявляется - в неуважительном, пренебрежительном отношении к детям, имеющим дефекты в развитии, - в навешивании на них различных негативных ярлыков, типа: недалекий, ленивый, медлительный и многие другие). Для преодоления трудностей и барьеров в общении педагога с детьми с особыми образовательными потребностями  включаются специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог которые помогают как детям, учитывая их возрастные и индивидуально-личностные особенности, так и их родителям. Целесообразно использование в работе с детьми с ОВЗ современных коррекционных технологий, таких как: песочная арт-терапия, сказкотерапия, релаксационные упражнения, тренинговые упражнения, которые существенно помогают в коррекции негативных психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста.Но что делать в повседневной жизни педагогам. В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.Для преодоления барьеров в общении всем педагогам, а особенно педагогам в инклюзивных группах необходимо:- постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у них тот или иной барьер в общении;- в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.);- использование индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его индивидуально - психологические особенности (темперамент, характер).Все разнообразие педагогических ситуаций, которые встречаются в детском саду, можно свести к типичным противоречиям:Противоречие, связанное с отставанием в развитии способностей ребенка.Например, ребенок не усваивает элементарные количественные представления, или не умеет должным образом рисовать, или рассеян, неусидчив, неловок. Это - противоречие между уровнем развития ребенка (его возможностями) и предъявленными к нему по возрасту требованиями на занятиях в детском саду или дома.Решение такого рода проблем возможно посредством индивидуализации работы с таким ребенком по специально разработанной для него программе.Противоречия, связанные с адаптационным поведением ребенка. Например, ребенок не хочет идти в группу или, наоборот, уходить из детского сада. Противоречие, определяющее суть таких ситуаций, лежит в глубинах нервно-психических свойств ребенка. Оно связано с подвижностью – инертностью нервных процессов и заметно заявляет о себе на фоне резких различий в условиях детского сада и дома.Важнейшее условие решения проблем такого рода – налаживание конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей, требующее особой терпимости, такта в отношениях с ребенком, а также согласованности требований семьи и детского сада.Противоречие, проявляющееся в поступках детей, не соответствующих нормам и правилам общественного поведения.Например, ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет воспитателю, или мешает другим, или не здоровается и не прощается и. т.п. Это противоречие свидетельствует о несформированности морального и нравственного сознания  ребенка.Сложность решения таких ситуаций в том, что ребенку еще не доступно понимание общественных норм поведения, смысл запретов на совершаемые им поступки.Основные методы и приемы, используемые педагогами по формированию у детей нравственного сознания: наглядные приемы: иллюстрации, видеоматериалы /мультфильмы, диафильмы, фотографии, видеозаписи/, фотографии, образец педагога.Игровые приемы: игровые упражнения, дидактические игры, проигрывание ситуаций, игры путаницы.Словесные приемы: рассказ взрослого, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа, проблемная ситуация.Взаимодействие со сказочным персонажем: подсказать, как себя вести, поиграть вместе с ним, помочь ему, подражать ему.Художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, сказки, загадки, басни.Использование музыкального репертуара.Практические действия детей:  творческая деятельность детей, разбор проблемных ситуаций из жизни группы.Наблюдение: за действиями взрослого, за действиями ребенка.   Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внимания, или отказывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и т. п. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «Я – они», где отсутствует чувство «мы».Формирование такого чувства требует мотивационной включенности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией, в которое входит:- Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) - Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и. т. п.).- Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).- Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.- Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.Противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отношений к нему.Например, обида на педагога, отмщение за наказание, жалоба на педагога, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства. В данном случае противоречие пролегает по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Ребенок реагирует на несовпадение этих оценок, стремясь сохранить самоуважение. В контексте этого противоречия формируется чувство социальной справедливости.Выход из такого противоречия лежит на путях психоанализа и коррекции отношения педагога к ребенку (метода лечения психических расстройств у детей, который позволит ребенку вместе с психотерапевтом исследовать его переживания по отношению к себе и к миру, выявить происхождение таких отношений и подойти к возможности их изменения).Противоречия, лежащие в области отношения педагога к детям.Чаще всего это проявляется в избирательном отношении педагога к ребенку. Дети весьма чувствительны  к проявлению избирательности и переживают «недополучение» положительного отношения со стороны педагога как несправедливость.Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у  педагога дети. Овладеть этими отношениями – означает для педагога подняться на самый высокий уровень саморегуляции  своего поведения.Любовь к детям (а не только к одному ребенку в избирательном отношении) – это призвание каждого педагога, и к этому надо стремиться каждому педагогу, рассматривая себя как «зеркало», в которое смотрят дети, с которого они берут пример поведения, личностных отношений.Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие педагога с ребенком, где он с ним напрямую контактирует по поводу его конкретного действия, поступка.На сегодняшний день педагогическое общение является обязательным элементом педагогического мастерства, которое в совокупности объединяет методы и приемы в решении педагогических ситуаций, с участием работы с родителями, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.Чтобы ни делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. ПРИТЧАПрежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.Представим на минутку, что вы живете в обществе, где вы особенный, потому что здоровы. С вами повсюду говорят языком жестов, вам дают документы, заполненные шрифтом брайля, и, в конце концов, вас провожают косыми взглядами на улице. И вы начинаете болеть только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Так, только с точностью всё наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые ограниченны в своих возможностях. И главным ограничением выступает не их здоровье, а мы – все общество.К успешному результату приводит не всякое формирование общения у ребенка- дошкольника, а только организованное в соответствии с нравственными, общечеловеческими принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Успешному преодолению психологических барьеров у детей дошкольного возраста, в том числе и у детей с ООП помогают их собственные родители. Очень важно отношение родителей к дефекту своего ребенка, «правильной» реакции на отношение окружающих людей на данный дефект или на неадекватное поведение ребенка. Важно отсутствие стыдливости и неловкости, и по максимуму включения ребенка в «живую» жизнь.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X