Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: МАринченко Мария Геннадьевна

«Использование современных игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3«Использование современных игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» Разработала:воспитатель Маринченко М.Г.ст. Кущевская 2021 г.Здравствуйте, уважаемые коллеги!Вводное слово Как известно, одним из направлений  развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. В настоящее время особенно актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что с каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения, возрастает.В настоящее время я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. И я пришла к убеждению, что, действительно, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Наблюдая за детьми, в процессе образовательной деятельности и режимных моментов, я обратила внимание, что дети лучше воспринимают и познают окружающий мир через наглядность и действие с предметами. Дети, особенно с нарушениями речи, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, не точные объяснения педагога и длинные инструкции. Поэтому одна из главных задач воспитателя — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе речевой деятельности.Работая с детьми, имеющими нарушения речи, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам- педагогам приходиться искать вспомогательные средства, которые упрощают, систематизируют и направляют процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью мы используем в своей работе разнообразные  игровые технологии. Применение игровых технологий в коррекционно - развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.Организуя предметно - развивающую среду нашей группы мы наполнили ее разнообразными видами дидактических игр: играми с предметами, словесными играми и настольно - печатными играми различной тематики.Но реализуя образовательную деятельность, я столкнулась с проблемой существования большого количества дидактических игр узкой направленности, и отсутствием многофункционального дидактического пособия, которое бы решало большой спектр образовательных и развивающих задач. Этот факт побудил меня на изготовление методического пособия, способствующего развитию у детей сенсомоторной сферы, помогающего скорректировать речевые нарушения, улучшить внимание, память, мышление, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности, обогатить знания об окружающей среде.Созданное мною демонстрационное панно, было наполнено фетровыми игрушками для многофункционального применения и получило название «Круглый год природа живёт». Дидактический материал пособия прочный и безопасный в использовании, ярко и оригинально оформлен из экологически чистого продукта - мягкого, красочного и приятного на ощупь фетра, что немаловажно для тактильного восприятия детей, и вызывает большой интерес в процессе игровой деятельности. Вариативность применения пособия «Круглый год природа живёт» способствует решению одновременно образовательных и развивающих задач, а также поддержанию внимания и познавательной активности детей путем смены заданий и видов деятельности. Актуальность дидактического пособия «Круглый год природа живет» заключается в том, что оно может быть использовано, не только для закрепления и систематизации представлений о природных явлениях и временах года, но и как настольный и пальчиковый театры, а также как настольное панно с мобильными деталями для создания игровых сюжетов. Вариативность видов деятельности, даёт возможность ребенку, в полном объеме, рассуждать, анализировать, выражать свое впечатление с помощью наглядного материала, включенного в данную разработку, а также создавать сказочные сюжеты для драматизации. В пособии представлены модули- 4 отдельных мотива «осень», «зима», «весна», «лето», которые соединены друг с другом последовательно, их объединяет центральная композиция – дерево. На дереве наглядно видна смена времён года, каждый модуль способствует закрепить и расширить знания о конкретном времени года, выполняя действия с деталями на липучках, застежках, пуговицах и молниях, и сопровождая действия речевым рассказом.Модуль «Зима»Главный признак зимы - голые деревья и снег. Работая с этим модулем, можно использовать такие игры, как: «Опиши снежинку», «Собери картинку и составь рассказ», «Сосчитай снежинки», что способствует развитию грамматического строя речи, умению согласовывать имена существительные с числительными.Игры: «Наряди елку к Новому году», «Снегопад» развивают сенсорное восприятие и мелкую моторику рук.В модуле «Весна» интерактивными элементами являются цветочки, шишки, птицы. Хочу предложить несколько примеров игр: «Сколько лепестков на одном цветке?», «Чего не хватает на елке?», «Сколько шишек на елке?», «Каких птиц ты знаешь?», эти игры также способствуют развитию связной речи, мышления и воображения.Модуль «Лето» систематизирует знания о времени года - лете и решает задачи речевого развития.на слайде представлены игры «Сколько яблок висит на дереве?», «Из каких частей состоит дерево?», «Чего не хватает у солнца?», «Божья коровка и ее детки», «Радуга», в ходе игр развиваются такие познавательные процессы как: мышление, память, внимание, речь. Модуль «Осень»Интерактивные элементы этого времени года - листья, капли дождя, радуга.Варианты игр, которые можно использовать - «Как дерево меняется осенью?», «Что нам осень подарила», «Сосчитай листья», «Капает дождик», «Опиши погоду по картинке» и др. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что данное дидактическое пособие способствует:Закреплению последовательности наступления времён года: зима, весна, лето, осень.Закреплению основных признаков времён года:«Осенний дождик»«Листопад, листья жёлтые летят»«Снег, снежок»«Уж тает снег, бегут ручьи»«Летняя пора»Развитию познавательных процессов- внимания, памяти, воображения, речь.Развитию координации движения:«Влево - вправо»«Вверх – вниз»«Кто, что, где»Закреплению счёта, количества, пропорции:«Сосчитай-ка»«Угадай-ка»Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:  Игры, которые заинтересовали детей больше всего: «Путаница». Для игры нужно разместить сезонные признаки времен года, но среди них должны быть такие, которые не относятся к данному времени года. Детям предлагается исправить ошибки.И игра «Чего на свете не бывает» тоже вызывает у детей большой интерес. Необходимо разместить на панно различные фигурки животных или обьекты природы неправильно, так как никогда не встретится в настоящей природе (н- р: летающий ежик», или сидящий на дереве заяц, или цветы на елке). А детям предлагается исправить то, чего на свете не бывает и объяснить, почему (Н-р: еж не умеет летать, так как у него нет крыльев). Также дидактическое пособие и фетровые игрушки активно используются для театрализованной деятельности и драматизации. Театрализация - это точное воспроизведение авторского текста.Драматизация -это импровизация. Сценарий драматизации существует, но не является дословным для повторения. Театрально-игровая деятельность способствует развитию психических процессов, активизации словарного запаса и всех компонентов устной речи, а так же выразительной речи.Как показывает практика, детям сложно придумать новую сказку, они часто воспроизводят уже знакомый сюжет, им сложно импровизировать и придумать что-то своё. Над этой проблемой я работаю, развивая воображение и речь детей. Сначала формировала умение детей сочинять продолжение знакомой сказки. А затем перешли к сочинению новых коротких сказок. Прежде чем обыгрывать сказочный сюжет можно предложить ребенку выбрать для нас игрушки. Если ребенок затрудняется, то я предлагаю начать сказку мне.НАПРИМЕР Скачет зайчик по лесной тропинке и встречает енота:здравствуй, я, зайчик Степашка, летом серенький, зимой беленький, живу в лесу, люблю кушать травку, веточки, а ты кто?А дальше предлагаю ребёнку продолжить рассказ.На первых порах преобладает совместное рассказывание педагога и ребенка. При повторном рассказывании сказки дети уже произносят отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начали пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.Детям очень нравятся игры: «Сочини сказку», «Из какой сказки герой?», «Что было дальше?», «Я начну, а ты продолжи» и тд. В заключение своего выступления хочу сказать, что применение наглядно- игровых пособий из фетра осуществляется целенаправленно для решения коррекционных и развивающих задач. Игрушки из фетра становятся наглядной опорой для ситуативно-делового общения с окружающими, как со сверстниками, так и с взрослыми. В процессе работы по обогащению у детей речевой среды я пришла к выводу что, если правильно и педагогически грамотно распределить подачу дидактического материала детям, можно достичь хороших результатов в развитии словесно-логического мышления, установлении причинно-следственных и логических связей, развитии зрительного восприятия, монологической и диалогической речи. А вариативность игр позволяет дифференцировать задания для детей с разными индивидуальными особенностями, а также дает возможность сделать работу с детьми насыщенной, доступной, интересной. Благодарю за внимание!

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X