Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Светлана Станиславовна Сильченко

"Как развить в ребёнке творческую личность"

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для родителей: «Как развить в ребенке творческую личность» Подготовила воспитатель Сильченко С.С. ГКДОУ «Детский сад № 4 «Берегея» г. Георгиевска Основная черта детства – постоянное стремление преображать и познавать мир вокруг себя. Пустая коробка из-под обуви превращается в корабль, ложка – в самолет, старая кукла – в добрую фею. Образы окружают, теснятся вокруг ребенка. Он легко поверит в то, что игрушки живые и умеют разговаривать, а солнце может ласково обнять его своими руками. Малыш способен перевоплотиться в сильного рыцаря, в страшного разбойника – и вот уже развивается сюжет, кипят страсти, и театр одного актера наполняется героями. Творчество – это жизнь души. Михаил Чехов определял его как непреодолимое желание что-то создавать. Творчеству нельзя научить (а заразить можно): учат ремеслу, основам моделирования. Однако любящие родители могут создать ребенку условия, в которых способности малыша не зачахнут, и будут прекрасно развиваться. Благодатная почва В идеале вся жизнь ребенка должна быть основана на том, что он в любой момент сам выбирает, чем ему заняться. И возможности такого выбора невероятно широки. Насыщенная среда, в которой постоянно что-то происходит: домашний праздник, маленький театр, чтение по ролям, разнообразные игры, познавательные прогулки, встреча с новыми людьми. Причем ребенка ни в коем случае не заставляют, ему предлагают. Когда фантазии малыша не встречают никаких препятствий, у него рождается творческое отношение к миру вокруг. Ведь он легко может его преображать: лепить из глины или мокрого хлеба фигурки, строить из спичек колодцы и домики, резать бумагу, шить одежду куклам, клеить, танцевать, рисовать. Вот задача для взрослых – предоставлять ребенку самый широкий выбор деятельности и материалы для ее осуществления. Заметьте: не навязывать, а предлагать. Пусть малыш сам решает, что делать, как и из чего. Из диванных подушек построю дом, потом – машину, затем – самолет. Старые мамины туфли превращаются в вагоны – из них сложится поезд. Самые маленькие игрушки прокатятся, на нем куда-нибудь в Ромашково… Аппликации делают, только из цветной бумаги? Ерунда! Отличным материалом для них послужит и крупа (гречневая, пшенная, овсяная), и старые цветные тряпочки, маленькие ракушки – все, что можно приклеить. Цепь чудесных превращений не должна прерываться. Это и есть благодатная почва для творчества, на которой должен расти человек. А ведь условия для такого развития нетрудно создать в семье. Например, поставить в детской специальную коробку или ящик для всяких ненужных, но «ценных» вещей. И вот уже пивные пробки превращаются в солдатиков, а Саша становится главнокомандующим целой армии! Обычная проволока прекрасно гнется – из нее получаются силуэты животных, потому Марина «копит» этот волшебный материал. Пусть не только ребенок кладет в коробку свои сокровища, но и родители собирают сюда «новый материал» – пищу для творческих идей. Территория, свободная от запретов Освоение пространства, в котором живет ребенок, – очень важная ступень творческого развития. Если малыш чувствует себя хозяином своей комнаты (или хотя бы одного уголка), имеет возможность постоянно изменять ее облик, вносить какие-то новые штрихи и краски, он начинает мысли творчески в отношении пространства, которое окружает его. У ребенка развивается вкус, потребность создавать что-то оригинальное. Вот многих семьях совершенно спокойно относятся, например, к тому, что крохи рисуют на обоях. Более того, родители сознательно оклеивают детскую однотонными обоями без рисунка (разве что с веселым ярким бордюром), чтобы малыши при желании могли оставлять на стене свои «шедевры». Если же для вас подобная степень свободы – за гранью здравого смысла, то может воспользоваться технологией передвижных выставок. Натяните от стены до стены яркий прочный шнур или веревку, к которой ребенок сам сможет прикреплять свои рисунки с помощью обыкновенных разноцветных прищепок для белья. Произведения искусства будут висеть в воздухе, словно свежевыстиранное белье. Когда малышу надоест эта экспозиция (а рано или поздно такое произойдет), он сможет без труда сменить ее, повесив новые рисунки. Для любителей различных коллекций стоит соорудить специальную полочку вдоль всей стены, которая не мешала бы передвигаться по комнате и гармонировала с интерьером. Такую полочку можно изготовить из мебельного щита, покрыв лаком, оклеить теми же обоями, что и комната, или покрыть масляной краской. Теперь сюда уместятся и разные фигурки из «ЛЕГО», и пластилиновые или глиняные зверушки, слепленные руками сына, и коллекция причудливых корешков и сучков, которая еще недавно валялась, где попало, и страшно раздражала, вас, вызывая желание немедленно отнести все эти «сокровища» на помойку. Бесспорно, подобное отношение к пространству собственной квартиры требует от родителей и определенной изобретательности, и даже самоотверженности. Но позвольте вас уверить, все усилия окупятся сполна! Главное, дети непременно должны иметь «свое» пространство – то место в доме, где они могут (с позволения взрослых) буквально все: рисовать в свое удовольствие гуашью на стекле, подвешивать к потолку различные фантастические конструкции, разыгрывать сцены из кукольной жизни. Истоки творчества О психологии творчества написано немало научных трудов. Но все же вряд ли кто-то скажет точнее, поэт: Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. Действительно, перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: творчество вырастает прямо из того мира, что окружает нас. Самые простые, порой прозаические вещи питают его, порождая удивительные образы. Почему один четырехлетний мальчик рассуждает и видит мир, как художник, а другой растет готовым бухгалтером, умеющим только считать фантики от съеденных конфет? Не потому ли, что первому родители постоянно открывают тайны и удивительные картины окружающей природы, а другой, гуляя с мамой в парке, слышит только разговоры о заработной плате всех родственников и знакомых? А ведь даже обычная прогулка может превратиться в целое событие, полное открытий, если вместе с ребенком рассматривать причудливые облака, плывущие по небу, или вместе наблюдать за жизнью птиц… Накопив заранее самый простой природный материал, можно создавать собственные произведения. Обычная еловая шишка, например, превратится вдруг в розу на картине. Потом из шишки сделают забавного человечка, потом используют как украшение для пирога. Зимой белый снег – великолепный полигон для работы с цветом. Например, Вылепив фигурки из снега, можно раскрасить их гуашью и акварелью, сделав яркими и веселыми. Ранняя весна – лучшее время устроить экспозицию рисунков вашего малыша прямо на окне (поскольку пока нет необходимости его открывать). Небольшого формата рисунки, обрамленные рамочкой из широчайшего скотча и соединенные друг с другом прозрачными «дорожками», выполненными из узкого скотча, создадут оригинальную композицию. Может, каждый по отдельности из этих рисунков – не Бог весть что, но, объединенные вместе, они создадут определенное настроение и непременно произведут впечатление на гостей дома и на самого малыша. Все это учит маленького человека видеть красоту, наблюдать за жизнью, слышать ее дыхание. Пусть поначалу ребенок будет лишь наблюдателем или участником чудесных превращений. Пройдет время – и он обязательно захочет стать творцом. Он обнаружит, например, что причудливые сучки и корешки, покрытые лаком, в определенном ракурсе напоминают фигурки животных и людей. Потом мама и папа подскажут ему, как превратить острый сучок в оригинальную вешалку для полотенец. Оказывается, из них можно сделать и ручки для дверей. Стоит только разбудить фантазию ребенка, и вы удивитесь, сколько талантов обнаружит ваш малыш. Образ – основа творческого мышления Развивая воображение, мы растим творческую личность. Все маленькие дети – большие фантазеры и живут зрительными образами. Другое дело – уметь разворачивать в своем сознании картины. Чтение перед сном, выразительно рассказанная сказка – традиционные способы развития воображения. Но еще лучше, если ребенок сам придумывает разные истории. Например, мама пятилетней Машеньки изобрела волшебную шкатулку – красивую коробочку, в которой жили разные вещи: иголка, пуговица, наперсток, маленькое зеркальце. Каждый вечер мама рассказывала дочери историю, героем которой был кто-то из обитателей шкатулки. Потом «забывала», что приключилось с иголкой, а Маша помогала ей «вспомнить». Увлекаясь, девочка придумывала собственные подробности старой истории, сочиняя уже свою сказку. Изобретательная Машенька скоро стала сама подкладывать в шкатулку новых жильцов – и сказки рождались одна за другой. – Как пахнет Солнце? – Какого цвета пение птиц?– О чем думает камень у дороги? Сравнивать полярно противоположное, сопоставлять, казалось бы, несопоставимое. В воображении возможно все! Чем сильнее связь у несоединимого, тем ярче рожденный образ. Взрослые любят «исправлять» детские рисунки, терпеливо разъясняя: «Небо не может быть зеленым! Трава не бывает синей, а бабушка – оранжевой». Но ребенок в своем творчестве не должен копировать реальность. Какое же это копирование, если оно лишено творческой фантазии художника? Здесь не может быть «правильно - неправильно». Творчество – особая планета. Воображение создает невиданные картины, наполняя их самыми фантастическими звуками и красками. Разрушить эту хрупкую планету очень легко: достаточно насмешки, нравоучения, иронии – и ребенок будет делать все «как надо», теряя постепенно самое ценное – свой взгляд на мир. Сколько простых и увлекательных игр, развивающих воображение, можно придумать! Они не займут много времени: во время прогулки, за обедом, делая домашнюю работу. Вот старая черная пуговица. Рядом – прозрачная маленькая розовая. Разве трудно догадаться, какой у них может быть характер? Шестилетний ребенок с легкостью догадается об этой разнице. Первая – грустная, недовольная жизнью ворчунья, вторая – легкомысленная влюбчивая ветреница. Видеть характер вещей, понимать и чувствовать его – шаг к тому, чтобы научиться выражать свои чувства в слове, в рисунке, в танце, в музыке, творчески преобразовать мир вокруг. Удачи Вам и Вашим детям в творческих начинаниях!

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X