Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Двурекова Елена Николаевна

"Особенности педагогической системы развивающего обучения и внедрение в практику массовой школы"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «КАНТИЛЕНА» С ХОРОВЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА«Особенности педагогической системы развивающего обучения и внедрение в практику массовой школы» Методическая статья Двурекова Елена Николаевна Преподаватель по классу фортепианоЛеонид Владимирович Занков (1901- 1977) – один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Его методика развивающего обучения лежит в основе одной из признанных государственных систем обучения. Система Л.В.Занкова возникла не в тиши кабинета ученого, она «вызрела» в ходе экспериментального психолого-педагогического исследования проблемы соотношения обучения и развития школьника, которое продолжается и в настоящее время. Создавая свою систему, Л.В.Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.ЦЕЛЬ системы: высокий уровень общего развития личности ребенка. Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика. Обучение по системе Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребенка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения этой цели.Урок в системе развивающего обучения остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его качества: цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН (знаний, умений, навыков), а и другим группам свойств личности. Это самостоятельная мыследеятельность детей, и сотрудничество учителя и ученика.МЕТОДИЧЕСКАЯ цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: 1. Учитель создает проблемные ситуации; 2. Создает атмосферу заинтересованности; 3. Между учителем и учеником должны быть установлены добрые, доверительные отношения. Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. 4. Стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться. При ответах учеников допускаются любые их ошибки. Занков считал: «Ошибка – находка для учителя». Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход его мыслей и при необходимости направить в нужное русло. 5. Учитель оценивает не только конечный результат (правильно-неправильно), но и процесс деятельности ученика. 6. Поощряет стремление ученика находить свой способ работы.Существенной особенностью системы Л.В.Занкова является ОТСЛЕЖИВАНИЕ развития школьника. Вовлекая ученика в учебную деятельность, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и насколько учащиеся осмыслили собственную деятельность. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели: 1.Наблюдательность – исходное основание для развития многих важных психических функций; 2.отвлеченное мышление – анализ, обобщение; 3.практические действия – успешное решение трудных проблем.РЕЗУЛЬТАТ: система Л.В.Занкова вовлекает учащихся в различные виды деятельности, использует в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. В целом система Л.В.Занкова создает условия для развития у школьников основных составляющих интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер.В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину знаний о нравственных ценностях: принципы, нормы поведения, представления о долге, справедливости, скромности, честности,ответственности за себя.В мотивационной сфере целесообразно формировать отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу, отношение к своим обязанностям. Этот процесс происходит когда он сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к ней эмоциональной сферы.В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний: сочуствие, доверие, благодарность, отзывчивость и т.д. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение со взрослыми идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, правильного воспитания личности не происходит.Учителю предлагается такой вариант, который создает условия для активизации внутреннего потенциала ребенка. Чтобы эти условия стали реальностью, нужен творческий, думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.Внедрение системы Л.В.Занкова в практику массовой школы показало, что в классах с лучшими образцами развивающего обучения утверждается система отношений между учителем и детьми, между детьми класса. В этих классах не унижают достоинство детей, создают условия для выработки у детей позитивного отношения к себе и другим людям. На уроках не подавляется самостоятельность и инициатива ребенка, обреченного на слушание, запоминание и воспроизведение сообщенных учителем знаний. Организация учебной деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая любознательной природе ребенка, создает основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. Школьники учатся понимать, слышать и убеждать другого человека, будь это учитель или одноклассник. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, опасаясь агрессивной реакции одноклассников, нетерпимости учителя, у них есть право на ошибку. Они учатся мыслить, в обстановке страха невозможно рождение мысли. Следовательно, в классах с лучшими образцами развивающего обучения создаются условия для удовлетворения важнейших жизненных потребностей личности в безопасности, общении, познании, уважения к людям, толерантности.Используемая литература:1.Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития. Психологическая наука и образование.1996.№ 4.2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М., 1996.3.Нечаева Н.В., автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык».4.Посашкова Е.В.«Система общего развития школьников Л.В.Занкова.»5.Выготский Л.С. Проблема общей психологии. Собр.соч.: М., 1982.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X