Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бажина Наталья Анатольевна

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольниковБажина Наталья АнатольевнаМуниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо познавательно – речевому развитию детей №52 «Веселый дельфин»(МБДОУ №52 «Веселый дельфин») г. КанскВоспитатель Ребёнок часто встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, дорожные знаки, цветовое оформление специальных служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора и т.п.). Всё это привлекает его внимание, и он быстро и легко запоминает символы, понимает их значение. Поэтому чтобы дошкольники научились выделять главное, находить взаимосвязи, логически мыслить, рассуждать и делать выводы, в работе с ними я использую методику наглядного моделирования по Л.А.Венгеру. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, является самым эффективным средством развития связной речи детей. Психологи Поддьяков Н.Н., Венгер Л.А. и Дьяченко О.М. доказали, что дошкольникам доступно моделирование, т.к. в его основе лежит принцип замещения. С чего и как начинать применять разнообразные символы, схемы модели в работе по развитию связной речи детей? С самого простого. Первая задача – это научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком – либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету, форме и величине. Обучение детей действиям с моделями проходит последовательно в три этапа. Научить действиям замещения. Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты, замещаются другими, реальные – условными. Задачи на этом этапе:Развивать умение детей устанавливать отношение «обозначаемое –обозначающее»;Познакомить со способами замещения и его принципом –заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы;Обогатить опыт замещения объектов.Я предлагаю детям кружки разного цвет, они должны придумать, кто или что это может быть? (зелёный кружок –крокодил, травка, листик; жёлтый кружок –солнышко, одуванчик; и т.д.) Набор заместителей изготавливается взрослым.Научит подбирать заместители и разыгрывать с ними основные действия.Когда выбор заместителей детьми освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов с их помощью. Для начала это могут быть бытовые сюжеты, знакомые ребёнку по собственному опыту, а затем – разыгрывание с заместителями русских народных сказок. До начала разыгрывания знакомимся с содержанием сказки. Затем подбираем заместители, обсуждаем какой заместитель и почему замещает тот или иной объект сказки. Я медленно читаю сказку, а дети в это время разыгрывают её. При этом очень важно, чтобы они понимали принцип замещения. На этом этапе я формирую у детей умение строить простейшие предметные модели. Самый простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда, в которой предметы упорядочены по определённому признаку. Использую эту модель, чтобы разыгрывать сказки «Репка», «Теремок». Для сказки «Репка» нужен жёлтый кружок и шесть полосок разной длины для персонажей. Для сказки «Колобок» коричневый кружок и шесть полосок разной длины для персонажей. К сказке «Теремок» и «Рукавичка» заместителями героев могут быть полоски разной длины. К одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько дошкольник овладел моделированием, можно изменять полноту разыгрывания сюжета. С помощью заместителей я «загадываю» ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сцену ему показали, и рассказать ее. Взрослый показал сценку, ребенок ее рассказал, теперь предлагаю ему новое задание - самому показать сценку, одновременно рассказывая о ней. После того как дети овладели построением модели сериационного ряда, переходим к изображению более сложных действий, которые совершаю персонажи. Прежде чем разыгрывать сюжет, вместе с детьми построим на фланелеграфе предметную наглядную модель исходной ситуации сказки. Если дети не догадались, как изобразить действие, показываю им. При разыгрывании помогаю детям не просто играть с предметами – заместителями, а чётко соблюдать последовательность действий сказки. Научить использовать готовую модель для решения основной задачи.На данном этапе формирую у детей умение применять модель для пересказа. Использую для этого алгоритм:предлагаю детям вспомнить знакомую сказку;строим вместе с ними наглядную модель исходной ситуации сказки – дети выбирают заместителей персонажей и «декорации», решают, где их расположить;изображаю самые главные события сказки, перемещения заместителей, - по характеру перемещения персонажей дети должны догадаться, какой эпизод знакомой сказки разыгрывается, и пересказать его. Происходит постепенный переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, которая воспроизводит основную смысловую структуру сказки. Такая модель представляет собой ряд блоков(квадратных или прямоугольных рамочек), соединённых стрелками. Каждый блок соответствует одному из основных эпизодов сказки. В нём мы размещаем заместители тех персонажей, которые участвуют в данном эпизоде, а так же схематически изображаем некоторые «декорации». Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому. Модель – наглядный план пересказываемого произведения. Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования ведет к способности употреблять заместители и модели «в уме», представлять при помощи них то, о чём рассказывают взрослые, заранее предвидеть результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение. Использование заместителей развивает у детей желание рассказывать сказки, заучивать стихи и потешки; оказывает влияние на умственное развитие ребенка, в том числе на развитие связной речи детей.Литература:Л. А. Венгер, A. Л. Венгер «Домашняя школа».Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».О. С. Ушакова, Н. В Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».ТВ. Болыпева «Учимся по сказке».«Дошкольное воспитание» - № 9/95 г., № 1 1/93 г., № 4/97 г., № 10/91 г.,№ 5/9 1 г.7. Программа «Развитие» (Основные положения).

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X