Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Нина Рыжова

Статья "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития ребёнка

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение«Сертоловский детский сад №1»СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».Музыкальный руководитель высшей категорииРыжова Нина ИвановнаГ.Сертолово2019 год Я музыкальный руководитель детского сада №1 г. Сертолово. Закончила Псковское музыкально-просветительское училище в 1972 году по специальности - руководитель хора. В данном учреждении работаю со дня его открытия с 1990г. Имею 28-летний опыт работы с детьми групп компенсирующей направленности. Мне нравятся все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игры, творчество. Я считаю, что слушание музыки самый сложный для восприятия раздел музыкальной деятельности, так как во время слушания музыки трудно удержать внимание детей в связи с особенностями их здоровья. Поэтому я применяю формы и средства обучения такие как:- движения под музыку («снежинки падают», «летят листочки», «танцуют цветочки»);- стихотворный текст;- рисование под музыку (дети, слушая музыку, пальчиком рисуют картинки на воображаемом листе бумаги, окне, песке);- яркие наглядные пособия (картинки, иллюстрации, игрушки). Следующий раздел музыкальной деятельности – пение. На занятиях дети исполняют песни индивидуально, ансамблем и хором. Перед началом пения я взяла за правило проводить артикуляционную гимнастику, петь логопедические распевки. Танцы – один из самых любимых моих видов музыкальной деятельности. Танцы я люблю с детства. Сама занималась в хореографическом ансамбле «Ритм». Прошла курсы повышения квалификации по ритмопластике для дошкольников у доцента, кандидата педагогических наук Анны Иосифовны Бурениной. Самостоятельно составляю танцевальные композиции, подбираю музыку к ним, участвую в моделировании костюмов. Такие музыкальные композиции как «Голубая вода», «По полю», «Бабушка», «Ивушки» и другие были отмечены на муниципальных и районном конкурсах дипломами и грамотами. Помимо всех перечисленных ранее видов музыкальной деятельности, меня всегда интересовали творческие театрализованные игры и драматизации сказок. Ежегодно осуществляю постановку 2 – 3 музыкальных спектаклей. Среди них такие как «Репка», «Курочка – ряба», «Маша и медведь», «Морозко», «Царевна – лягушка», Волк и семеро козлят», «Золотая рыбка», «Щелкунчик», «Гуси лебеди» и другие. За спектакль «Волк и семеро козлят» была награждена дипломом первой степени на муниципальном конкурсе г. Сертолово. Вся эта работа не просто забава и развлечение, это возможность открытия детьми сложного мира звуковой культуры речи. Безусловно, заниматься творчеством особенно сложно с детьми, у которых нарушена речь, координация движений, слабо выраженные эмоции, воображение. Для этого им необходим определённый репертуар: музыкальный, поэтический, логоритмический. Логоритмика – понятие, основанное на использовании синтеза слова, музыки и движения. Цель логоритмических занятий – преодоление речевого нарушения путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи логоритмики оздоровительные, образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные.Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчёркивали многие исследователи. Так, Владимир Михайлович.Бехтерев – советский невролог, психиатр и психолог выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых детей и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишни движения. Василий Алексеевич Гиляровский – врач психиатор писал, что ритмика и логоритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение. Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Елена Васильевна Чаянова, Елена Васильевна Конорова – преподаватели ритмики считали, что логоритмика развивает все психические процессы: внимание, память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). Вера Александровна Гринер – основоположница ритмической гимнастики, врач психиатр, ученица Жак-Далькроза – автора уникальной методики музыкально-ритмического воспитания указывала, что логоритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). Логоритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придаёт им энергию или мягкость, большой размах или сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринуждённости. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие музыкального слуха, внимания, памяти, воспитывают способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Средствами логоритмики являются: - ходьба и маршировка в различных направлениях;- упражнения на развитие певческого дыхания, голоса и артикуляции;- упражнения, регулирующие мышечный тонус;- упражнения, активизирующие внимание;- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;- пение;- игровая деятельность;- упражнения для развития творческой инициативы. Музыкальные занятия с элементами логоритмики я начала проводить уже с 1990 года. Сначала с детьми логопедических групп, а затем и с детьми общеобразовательных групп детского сада. Я включала элементы логоритмики в традиционные занятия: или упражнения на внимание, или упражнения на развитие мимики, мелкой мускулатуры пальцев рук. Постепенно форма занятий изменилась. Они стали логоритмическими и вылились в систему состоящую из 36 занятий. Для достижения оптимальных результатов музыкальных логоритмических занятий необходимо:- в отношении детей заторможенных, робких применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;- все двигательные замыслы и исполнения детей одобрять и никогда не критиковать возможные неудачные композиции.-равномерно распределять психофизическую нагрузку по следующей схеме: Вводные упражнения (ритмическая разминка). Цель – внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением чёткости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваю шаги на носочках и пятках или топающие шаги, или несложные перестроения, ввожу лёгкий бег или чередование ходьбы и бега, или прыжки, или галоп или отрабатываю элементы танцевальных движений.Упражнения:- для развития внимания;- регулирующие мышечный тонус;- для развития чувства темпа и ритма;- для развития координации движений;- координация речи с движением. 3. Слушание музыки (1 произведение). 4. Пение (2 – 3 песни, включая распевки). 5. Упражнения для развития мелкой моторики 6. Упражнения для развития речевых и мимических движений. 7. Танец. 8. Игра. 9. Релаксация Занятия логоритмикой проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность до 30 минут. Система рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС ДО родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Поэтому я активно привлекаю родителей к участию в открытых мероприятиях, организую мастер-класс «Танцуем вместе», регулярно выкладываю на официальный сайт ДОУ консультации для них.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X