Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Шумилова Ирина Николаевна

"Интерактивные возможности синтезатора в музыкально-творческом развитии обучающихся"

скачать документ

Вернуться назад

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА Методическое сообщение«Интерактивные возможности синтезатора в музыкально-творческом развитии обучающихся» Подготовила: преподаватель Шумилова И.Н.Интерактивные возможности синтезатора в музыкально-творческом развитии обучающихся.Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом пространстве музыки - этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности. Появление электронного инструментария обусловлено двумя основными причинами.Первая из них – извечное стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества.Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в создании новых электромузыкальных инструментов.На пороге XXI века, спустя почти век после изобретения телармониума( телармониум — один из ранних электромузыкальных инструментов, который в 1897 году построил  HYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/Thaddeus_Cahill" \o "en:Thaddeus Cahill" Таддеус Кэхилл. Всего было построено три таких инструмента. Телармониум использовал  синтез звука. Он стал прообразом электроорганов, в том числе органа Хаммонда. Орга́н Ха́ммонда — электромеханический музыкальный инструмент (электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в 1935 году. Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам.Так, в мир музыкального исполнительства вошли клавишные синтезаторы. Вошли и на самом высоком сценическом уровне, в лице таких исполнителей как Жан Мишель Жарр, Джон Ллойд, Вангелис, и, благодаря покупательской доступности, на обывательском уровне, как инструменты домашнего музицирования. Новые инструменты сразу завоевали своих поклонников, а в музыкальной педагогике зародилось новое направление – преподавание игры на клавишном синтезаторе.Один из ведущих российских специалистов в области электронной музыки, Игорь Красильников раскрывает богатый арсенал художественных и развивающих возможностей синтезатора, анализирует достижения отечественной и зарубежной теории и практики преподавания игры на клавишном синтезаторе.Синтезатор имеет огромное количество модификаций и продолжает развиваться по инициативе заводов–изготовителей, согласно потребностям исполнителей, техническому прогрессу. Понимание особенностей клавишного синтезатора, знание его возможностей, мастерство владения игры на нем и знания аранжировки позволяют педагогам организовывать учебный процесс на современном уровне, раскрыть богатые ресурсы новой музыкальной выразительности. Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной спецификой. Оно обусловлено электронно-цифровой природой музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе. Если обучение игре на каком-либо традиционном инструменте всегда связанно с исполнением музыкальных произведений, то такая исполнительская направленность музыкально-учебной деятельности при обращении к синтезатору оказывается недостаточной. Действительно, чтобы озвучить на этом музыкальном инструменте нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки. Затем, надо озвучить этот проект – исполнить или внести в память инструмента, а так - же, выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания. Благодаря компьютерной интерактивности, творчество музыканта становится более многогранным и увлекательным. Стремительно ворвавшись в двадцатый век, синтезатор своим звучанием и потрясающими возможностями исполнить и аранжировать любую мелодию, обрёл много друзей среди детей и взрослых. Он органично воплотил в себе достоинства фортепиано, клавесина, органа и новейшие разработки передовой мысли своих создателей – акустиков, электронных инженеров, музыкантов, техников.В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все преимущества современных электронных инструментов. Компьютерные технологии нисколько не упрощают технику игры на этих инструментах, а делают её более многогранной и универсальной. Особенно учитывая перспективу совершенствования синтезатора и оснащения его новыми функциями. Это инструменты будущего, которое началось уже сегодня. Обучение игре на клавишном синтезаторе часто кажется технически более лёгким, чем на фортепиано, но это обманчивое заблуждение, существующее среди родителей, учеников, а подчас и педагогов, мало знакомых с этим инструментом. Методика обучения игре на синтезаторе более всего близка методике фортепианной. Все ранее накопленные знания, традиции и огромный практический мировой опыт в игре на фортепиано здесь находят своё применение. Никакие педагогические принципы и творческие приёмы не отбрасываются, а лишь дополняются новыми, в соответствии с постоянно открывающимися возможностями синтезаторов.Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. Интерактивность проявляется в общении педагога и обучающегося, это диалог в процессе которого происходит создание аранжировки. Создание аранжировки представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из нескольких основных моментов: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Поэтому работать с секвенсором лучше начинать уже на начальном этапе обучения.Обучение игре на синтезаторе можно начинать с 5-6 лет. Инструмент имеет дисплей, на котором отображаются настройки и происходящие действия. Клавиатура имеет функцию чувствительности к нажатию, как на фортепиано, что требует от учащихся даже на ранних этапах обучения аккуратного нажатия клавиш и гибкого, мягкого запястья. Современные дети с легкостью овладевают различными техническими новинками и для них не составляет особого труда понять принцип работы синтезатора. В процессе обучения они учатся использовать функции инструмента, которые хорошо развивают чувство ритма, слух, память. В этом большим подспорьем является игра с авто-аккомпанементом.Не меньший интерес у учеников вызывает поиск интересных звуков и шумовых эффектов, которые они используют для собственной интерпретации музыкальных произведений. Функциональные возможности синтезатора с большим разнообразием стилей и тембров дает учащимся возможность экспериментировать, не боясь проявлять свои творческие способности.Музыкально-творческое развитие как категория музыкальной педагогикиРассмотрим несколько понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать синтезатор: темп, ритм, тембр, жанр, стиль.Темп.Для определения темпа, указанного в произведении композитором , можно применять традиционный метроном. Но не все ученики могут играть под метроном. Однако, если подходить к процессу творчески (а это один из способов мотивирования ученика), то целесообразнее использовать темповые возможности синтезатора.Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Если этюд или пьеса написаны в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Размер 3/4 подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которых достаточно много в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.Ритм.Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Жанр. Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, преподаватель обязательно должен рассказать ученику в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, дать краткие сведения о сопрано, альте, теноре и басе. Ученику предлагается воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов – это значит приблизиться к оркестровке произведения.Владение кантиленой, «певучей» манерой игры на фортепиано всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу синтезатора, умению «петь», обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения с игрой на струнных инструментах, когда звук тянется долго и протяжно. Тембр.Процесс поиска тембра очень долгий и требует особого внимания, но именно он дает неповторимость звучанию, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение. Возможности синтезатора в изучении окраски звука велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора - это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание. В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование. Это может быть ансамбль, состоящий из педагога и учащегося, ансамбль из двух и более синтезаторов, ансамблевая игра с различными инструментами. Приобретение исполнительского опыта происходит во время выступлений учащегося на концертах. Присутствие публики повышает ответственность ученика за исполнение. Праздничная, доброжелательная атмосфера настраивает его на хороший результат, на положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности воспитания и обучения.Таким образом, обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной спецификой. Она обусловлена электронно-цифровой природой нового музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБудкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор» Дубна: Феникс+, 2007 г. 45 с.Боровкова С.В. Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы Дубна: Феникс+, 2010 г. 80 с.Володина Э.Ю. Образовательная программа дополнительного образования «Клавишный синтезатор» СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 37 с.Горбунова И. Б., Чёрная М. Ю. Электронные музыкальные инструменты. Учебное пособие. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, кн. первая, 2011. 160 с.; кн. вторая, 2012. 214 с.Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. 400 с.Красильников И.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты», 2001г. 90 с.Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г 59 с.Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.-М.: Экон-Информ, 2011 270с.Красильников И.М. «Особенности обучения игры на клавишном синтезаторе». - М.: Экон-Информ, 2010 69 с.   

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X