Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сухотерина Валентина Михайловна

Мастер-класс для воспитателей в детском саду «Играя - развиваем речь»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для воспитателей в детском саду «Играя - развиваем речь»Сухотерина Валентина МихайловнаМБОУ средняя общеобразовательная школа №32 (дошкольное отделение №5 «Медвежонок») г. БалашихаВоспитательДобрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.Я рада вас видеть сегодня, друзья.Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».Едва не замерзли в дороге, в пути,Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)Хочу я услышать ваш честный ответ,Детей вы любите? Да или нет? (да)Чтоб деткам своим во всем помогатьВы новое что-то хотите узнать? (да)Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,Вам нужно в работе активными быть? (да)Тогда Вас прошу мне во всем помогать,Приветствие кончилось, можно начать.Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Играя – развиваем речь».Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.В речи детей существуют множество проблем:Поэтому встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры. С помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.Вопрос?А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).- Конечно же — это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?Практическая часть:- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)- Утром дети …- Девочка Маша играет… .- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.Игровые упражнения «Рифмы».К названным словам, подобрать рифмы:ребята - котята;картина - корзина;вскачь - мяч,птицы - спицы.Или «Доскажи словечко».- Посмотрите-ка, ребята, ведь играют тут. (котята).- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).- Очень чисто вымыт пол, на него поставим. (стол).Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)• Волка не пускают, волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)- Молодцы, у вас все получилось.Игра «Скажи наоборот»Для этой игры нам понадобится мяч.Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.ЖАРА … ХОЛОДЗЛО … ДОБРОПРАВДА … ЛОЖЬХОРОШО … ПЛОХОТЯЖЕЛО … ЛЕГКОВЫСОКО … НИЗКОМОЖНО … НЕЛЬЗЯТРУДНО … ЛЕГКОБЫСТРО … МЕДЛЕННОГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬБРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬПРЯТАТЬ … ИСКАТЬЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬИгра "Почемучки?"На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что»:, также можно проводить игру с мячом.- Почему улетают птицы?- Почему нельзя купаться зимой?- Почему снег тает?- Почему люди берут зонты?- Почему вызывают врача?- Почему засыхают цветы?- Почему мяч катится?- Почему летом не носят шубы?.......Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателяИгра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей).- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев.Игры с пальчиками на развитие речи«Белка»Сидит белка на тележке,(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)Продает она орешки,(Круговые движения кистью вправо, влево.)Лисичке-сестричке,(Разогнуть большой палец.)Воробью,(Разогнуть указательный палец.)Синичке,(Разогнуть средний палец.)Мишке толстопятому,(Разогнуть безымянный палец.)Заиньке усатому.(Разогнуть мизинец.)Вот так!(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)Наш малышЭтот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — наш малыш.Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.Су-Джок терапия сказка «Ежик»Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:- «Куда ты идешь?»- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикосаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)Карандаш в руке катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу.Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.Спасибо за внимание.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X