Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Туркина Наталия Олеговна

Целевой раздел дополнительной общеразвивающей программы «Основы лего-моделирования» в старшей группе дошкольного учреждения

скачать документ

Вернуться назад

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЛЕГО-МОДЕЛИРОВАНИЯ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения. Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, - ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми дошкольного (предшкольного) возраста. Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере.Согласно статистике, уровень формирования важных навыков и умений у воспитанников ДОУ выше, чем у их сверстников, которые в связи с частыми болезнями, поздним поступлением в ДОУ и другими причинами, вынуждены не систематически посещать дошкольное учреждение. Это становится особенно очевидным при поступлении детей в школу.Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности, например моделирование. Моделирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Они способствуют раннему становлению интеллектуального и логического мышления у детей, расширяют границы познания окружающего мира, стимулируют проектно-конструкторскую и художественную деятельность. Деятельность – это первое условие развития у детей познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.Направленность программы: техническаяНастоящая дополнительная общеобразовательная программа «Основы лего-моделирования» разработана в соответствии с:- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2,4,4,3172-14);- Приказом Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (с изменениями от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31 января 2017 г. № 30);- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); - Уставом Школы; - Лицензией Школы на образовательную деятельность.Уровень освоения программы: ознакомительныйАктуальность программы. Лего-моделирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.  Моделирование – вид познавательно-исследовательской деятельности, который предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом. Особенность моделирования заключается в получении объективно новой информации (познавательная функция) за счет оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные, генетические связи на уровне сущности.Моделирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.Классификация моделирования по специфике действий включает:Замещение;Составление моделей;Деятельность с использованием моделей.Классификация моделирования по характеру моделей включает:Предметное моделирование – модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. На таких моделях изучаются процессы, происходящие в оригинале – объекте исследования или разработки (макет экосистемы (лес), модель мельницы, моста и т.п.).Знаковое моделирование – в роли моделей выступают знаковые образования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения в некотором алфавите (естественного или искусственного языка, схемы поделки, наглядный алгоритм выполнения поделки, проведения опыта и пр.).Мысленное моделирование – модели приобретают мысленно наглядный характер.Моделирование, при котором в эксперимент включается не сам объект, а его модель, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента (опыт с глобусом по демонстрации смены дня и ночи при вращении планеты вокруг своей оси).Выделенные особенности познавательно-исследовательской деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация заданий в любой деятельности имеет ориентировочный этап, который реализуется как познавательно-поисковый. Это позволяет определить объединение как способ интеграции познавательно-исследовательской деятельности с любым другим видом детской деятельности.В процессе моделирования у детей развиваются: сенсорно-аналитическая деятельность, умственная деятельность, логическое мышление и память, обобщенное представление о конструируемых объектах, умение моделировать в соответствии с правилами, элементарная поисковая деятельность и экспериментирование. Использование лего-моделирования положительно сказывается на подготовке к школьному обучению как детей регулярно посещающих ДОУ, так и детей по каким – либо причинам, не имеющим возможность посещать ДОУ регулярно.Педагогическая целесообразность программы. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Разрабатывая программу, мы старались совместить гармоничное развитие ребенка с его главным занятием в детстве - игрой и самостоятельным исследованием окружающего мира.Необходимо отметить, что конструктор Лего великолепно развивает координацию движений и моторику, способствует развитию богатого воображения и просто дарит ребенку незабываемые часы увлекательной игры, а также волшебную возможность создавать любимые игрушки собственными руками.Отличительные особенности данной программы. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют практические рекомендации по использованию ЛЕГО-моделирования в дошкольных учреждениях. Исходя из этого, мы считаем, что предложенная программа актуальна и своевременна.Занятия по программе «Основы лего-моделирования» положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире,  а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Разрабатывая программу, мы старались совместить гармоничное развитие ребенка с его главным занятием в детстве – игрой и самостоятельным исследованием окружающего мира.Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения основами ЛЕГО-моделирования. Задачи:Обучающие: содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;создать условия для овладения основами моделирования;способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. Развивающие:создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;способствовать развитию творческой активности ребёнка; способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.Воспитательные:содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.Категория обучающихся, участвующих в реализации программы. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет. Содержание программы обеспечивает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие. В этой программе представлена система занятий, разработанных для каждой возрастной группы.Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете «Леготеке» один раз в неделю в каждой возрастной группе по подгруппам в связи с необходимостью предоставления пространства и дифференцированного подхода к каждому ребенку.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты.Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на два года обучения, с учётом возрастных особенностей каждой группы.Для детей с 5 до 7 лет.Первый год обучения – старшая группаВторой год обучения – подготовительная группа.Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, в данной программе большое место отводится проведению занятий в форме игры.Формы обучения и режим занятий. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, игра, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Занятия включают в себя: организационную, теоретическую и практическую части.Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.Структура проведения занятия:1. Вводно-организационная часть.2. Теоретическая часть. Объявление новой темы, изложение нового материала или повторение (закрепление) пройденного. Демонстрация визуального ряда.3. Подготовка к практической работе.4. Практическая работа.5. Физкульминутка.6. Продолжение практической работы.7. Завершение занятия, экспресс обзор главной темы и результатов работы.8. Уборка рабочих мест.Планируемые результаты освоения программы.В ходе работы по лего-моделированию дети должны знать: основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма); виды лего-моделей: плоскостные, вертикальные, объёмные; технологическую последовательность изготовления моделей.Уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для моделирования (по виду и цвету); моделировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;моделировать по образцу; с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X