Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Уварова Марина Николаевна

Групповой социальный проект «Сохраним нашу Землю»

скачать документ

Вернуться назад

Групповой социальный проект «Сохраним нашу Землю»Уварова Марина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Ручеек», город-курорт АнапаПаспорт социального проектаПроблема проекта Недопонимание родителями и обществом значимости формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста приводит к серьезным проблемам, которые с каждым годом приобретают все более острый характер.Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих на Земле людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности дошкольника.У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему.АктуальностьВзаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».Поэтому мы считаем необходимым охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.Под экологическим образованием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое образование должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.Это определило тему нашего проекта: «Сохраним нашу Землю»Цель: oрганизация культурных практик дошкoльников, способствующих овладению ребенком системными экологическими знаниями, позитивным опытом взаимодействия с окружающим миром, фoрмированию представлений о разнообразных видах природоохранной деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Задачи:- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.- воспитывать бережное отношение к природеПринципы, положенные в основу реализации проекта:- принцип краеведения;- принцип «позитивного центризма», т.е. обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания;- принцип природосообразности;- принцип научности и доступности понятий;- принцип наглядности;- принцип междисциплинарности и интеграции содержанияВид проекта: социально-благотворительный Тип проекта: групповойУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители Сроки реализации: 6 месяцев (1 ноября 2020 – 1 мая 2021)Прогнозируемый результат- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, социально-экономической проблемы утилизации и переработки мусора, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.- установление партнерских отношений с семьями воспитанников детского сада.- развитие творческого потенциала нравственных начал у дошкольников через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:- методический инструментарий (дидактические игры, конспекты образовательной деятельности, литературного вечера, мультимедийные презентации, и т.д.).- подборка художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи на экологическую тематику)- подборка наглядного материала (картинки, иллюстрации, фотографии, алгоритмы, модели и т.д.)- технические средства (магнитофон, аудиозаписи, телевизор, компьютер, проектор, альбомы, цветная бумага, бросовый материал, кисточки, пластилин, клей и др.)Организация деятельности в рамках проектаПодготовительный этап:- формулирование проблемы, определение темы, актуальности и цели проекта- знакомство с целью проекта дошкольников и их родителей- сбор, анализ, систематизация информации по данной теме- обогащение предметно-пространственной среды необходимым для реализации проекта материалом- подбор литературных произведений, разработка конспектов занятий и различных мероприятийОсновной этап:- проведение занятий, досуговых мероприятий по теме проекта- беседы с детьми, наблюдения, экспериментальная деятельность, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций - рассматривание иллюстраций, прослушивание литературных произведений, просмотр обучающих мультфильмов, презентаций- консультации для родителей, выставки совместного творчества, участие в различных конкурсах и акциях- продуктивная деятельность детейЗаключительный этап:- обобщение опыта, полученного участниками проекта, презентация проектаТехнологическая карта проектаСоциально-коммуникативное развитиеКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. коммуникативная- к.п. игрового взаимодействия- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом- к.п. свободной детской деятельностиБеседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе» «Какой вред наносит мусор»«Что такое благотворительность»Участие в конкурсах «Пластик на пользу людям и природе» Участие в благотворительных проектах «Крышечка в радость» краевой общественной организации родителей детей-инвалидов «Радость жизни»Сбор макулатуры, отработанных батареекПроблемные ситуации «Что нам делать, как нам быть»С/р игры «Спасатели», «Путешествие в лес», «Пожарные», «Идем в поход», «Путешественники»Труд: уборка и сортировка мусора в группе, на участке детского сада, посадка цветов, растений, изготовление скворечников, уборка территории и т.д.Познавательное развитиеКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. познания мира и самопознания- к.п. коммуникативная- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. свободной детской деятельностиБеседы «Чем богата Земля», «Земля – живая планета», «Жалобная книга природы», «Огонь – враг природы», «Человек бывает опасен», «Заводы и природа»Экспериментальная деятельность «Что происходит с мусором в земле?»Изготовление новой бумаги, создание экологической книгиРассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением деятельности человека в природеМультимедийные презентации: «Что уничтожает нашу Землю», «Полезные вещи из мусора», «Сохраним нашу планету»Серия познавательно-обучающих мультфильмов «Как появилась бумага», «Мальчик и земля», «Путешествие пластиковой бутылки», «Батарейки»Создание алгоритма исследования природыПравила поведения в природеМодель знакомства с животнымиДидактическая игра «Экологический светофор»Ведение дневника наблюденийЦелевые прогулкиНаблюдения за деревьями, кустарниками, цветами, насекомымиЗагадки, пословицы о природеРечевое развитиеКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. познания мира и самопознания- к.п. коммуникативная- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. свободной детской деятельностиЛитературная гостинаяКонкурс чтецовУпражнение «Если б я был чудодей, что б я сделал для людей»Чтение худ. лит-ры, экологические стихиСловесные игры «Хорошо-плохо», «Закончи предложение»Упражнение в изменении числа имен существительных и глаголовРечевое задание «Что было бы…» - составление коротких рассказовДидактическая игра «Объясни значение слова» - учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов, учить дополнять предложения, начатые педагогомУпражнения на составление связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, его качества Игровые ситуации «Уборка мусора» - общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Развивать умение отвечать на вопросыСоставление творческих рассказов на тему: «Откуда может прийти беда?»Экологические сказки «Приключения ручейка», «Мусор и Чистота»Художественно-эстетическое развитиеКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. познания мира и самопознания- к.п. игрового взаимодействия- к.п. коммуникативная- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. свободной детской деятельностиВыставки рисунков «Разноцветная планета», «Что было до и что станет после», «Крышечка в радость»Коллаж «Спасем нашу планету»Изготовление поделок из разных видов пластика, картона, бумаги, ниток, ткани, разных вариантов бросовых материаловАппликация на пластиковой тарелке «Снегири», «Белые медведи» Конструирование из бумаги «Синица», «Скворечник»Создание творческих поделок в технике папье-машеСоздание буклетовРассматривание картин художников с пейзажами природыСлушание музыки «Звуки природы», «Шум дождя», П.И. Чайковский цикл «Времена года»Развлечения по временам годаФизическое развитиеКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. здорового образа жизни- к.п. игрового взаимодействия- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом- к.п. свободной детской деятельностиП/и «Пожарные на учении», «Раз, два, три к названному дереву беги»Игровые упражнения «Пожарные – на выезд!», «Через лес»Игры-эстафеты: «Осторожно, огонь», «Эстафета спасателей», «Собери батарейки», «Лесной патруль спешит на помощь»Игры с элементами соревнования «Чья команда скорее потушит пожар», «Чья команда правильно соберет мусор»Малоподвижные игры «Хорошо-плохо», «Рыбы, птицы, звери», «Я знаю (игра с мячом)Взаимодействие с родителямиКультурные практикиВидыСодержаниеИнтеграция культурных практик:- к.п. формирования поведения и отношения- к.п. познания мира и самопознания- к.п. коммуникативнаяИнформирование родителей о проектеКонсультации «Экологическое воспитание в семье»Беседа «Чем занять ребенка на прогулке»Буклеты «Куда деть мусор» «Раздельный выброс мусора»Участие в конкурсах на экологическую тематикуВыставка совместного творчества «Шедевры из мусора»Совместная творческая деятельность по изготовлению поделок из мусораСовместная работа над созданием коллажа «Спасем нашу планетуЛитературная гостиная «Спасем нашу планету»Участие в благотворительных акцияхСписок используемой литературы:1. Васильев, Ю.Р. Занимательное природоведение /Ю.Р.Васильев. - М.: Омега, 1997. 2. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 19933. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007 – №3.4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.5. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа / Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. - 2000Приложения к проекту:Приложение 1Методическая разработка «Мастерская умелые ручки» по конструированию в подготовительной группе с использованием технологии «Усвоение знаний в сотрудничестве со сверстниками»Виды деятельности: изобразительная, коммуникативная, игроваяОбразовательные области: художественно-эстетическое развитие.Цель: формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей средеЗадачи:1. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытового мусора2. Научиться использовать упаковочные отходы вторично в виде полезных вещей 3. Развивать творческие способности, умение реализовывать свои впечатления в художественной деятельности, передавать выразительность образаПредварительная работа: беседы на тему «Какой вред наносит мусор», просмотр презентации «Что уничтожает нашу Землю», предварительное изготовление с детьми подготовительной группы человечка из пластиковой ложки и разных вариантов бросовых материалов; чтение стихов и сказок на экологическую тематику.СодержаниеОбратная связьна высказывания детей1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности- Я хочу вам рассказать, рассказать, что сегодня, ид на работу я увидела, брошенные мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды, фантики от конфет. И если так будет продолжаться, то через некоторое время мусора станет все больше и больше. - Что же нужно сделать, чтобы мусор перестал засорять нашу землю? - А можно ли его как-то еще использовать? (предположения детей)Воспитатель предлагает посмотреть, каких интересных человечков сделали дети подготовительной группы «Капелька» из одноразовых ложек и других бросовых материаловВоспитатель. У меня есть идея, давайте, и мы с вами попробуем сделать своего волшебного человечка.Если дети активно включаются в обсуждение:- Я была уверена, что вы очень много знаете о том, как беречь нашу землю от мусора!Если дети затрудняются:- Давайте я начну. Выбрасывать мусор в специальные контейнеры, не покупать не нужных вещей… (воспитатель ждёт включения детей)…Точно! Что ещё?Если дети отвечают утвердительно:- Здорово! А как?Если нет:- Хотите расскажу?Если дети поддерживают идею:- Уверена, что очень будет интересно.Если нет: - Почему вы сомневаетесь? Я уверена, что у нас всё получится!Если дети предлагают свой вариант, например, говорят: «А я хочу сделать мишку»:- Отлично! На столах много различных бросовых материалов, я думаю, что ты обязательно придумаешь как сделать мишку?2 этап: способствуем планированию деятельностиДавайте обсудим, что нам необходимо для создания волшебных человечков. (составление плана)Воспитатель с детьми определяют, что нужно сделать для создания человечков. - Мне, кажется, мы уже можем приступать к созданию наших человечков - Давайте рассмотрим человечков, которых сделали дети группы «Капелька»- Друзья, я предлагаю начать нашу работу! Согласны? А ребята группы «Капелька» вам расскажут как делать, подскажут и помогут.-Желаю вам увлекательной работы!Если идеи предлагаются детьми:- Как я об этом не подумала!- Хорошая идея! Поддерживаю!Если нет:- Сначала мы рассмотрим человечков, которых сделали дети группы «Капелька»- Подумайте, кого вы хотите сделать – мальчика или девочку?- Предлагаю вам подумать, за какой стол вы сядете и выбрать материалы, из чего вы будете делать одежду, волосы, ручки, ножки, как оформить лицо, - Когда вы сделаете своего человечка, подумайте, какое дать ему имя и потом с ним можно будет поиграть- Всем удачи! И много идей!- Давайте договоримся, что мы можем, не мешая работе остальных, обращаться друг к другу за помощью.3 этап: способствуем реализации детского замыслаДети подготовительной группы «Капелька» рассказывают последовательность выполнения человечка, рассказывают и показывают способы крепления волос, одежды, оформление лица, оказывают помощь в процессе работы, дают советы. Дети самостоятельно выбирают необходимые для своего замысла материалы, обращаются за помощью, если необходимо)- По-моему уже можно смотреть что получилось и поиграть!- Работа кипит! - Какие интересные идеи!- Мне очень нравится ваша работа!- У тебя прекрасно получилось! - Вот это да! Как здорово придумано!4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности- Работа проделана большая! - Ваши впечатления, друзья?- Что будем теперь делать с этими человечками?- Что было самое сложное в процессе работы?- Как справились с трудностями?- Есть ли у вас идеи, какие еще поделки можно сделать из пластиковой ложки?- Да, они нам точно пригодятся, для игры. -Я так рада, что у вас все получилось.-Я тоже так думаю…-Мне тоже нравится ваша работа!-Да было очень интересно создавать игрушку!Если дети предлагаю идеи:-Интересное решение.-Хорошее предложение.-Замечательный вариант!Если нет:- Тогда может я начну…- А если сделать … Приложение 2Экспериментальная деятельностьОпыт №1. Изготовление новой бумаги Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Таз накрывается клеенкой. Бумага размокает.На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и можно на ней рисовать.Опыт № 2. Закапывание разного вида мусора: а) упаковочные материалы;б) пищевые продукты;Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит. Занесение результатов исследований в специальную таблицу Вид мусораСтеклоПолиэтиленовый пакетПластиковая бутылкаОбёрточная бумагаЯблочная кожураКартофельные очисткиЯнварь 2021без измененийбез измененийбез измененийнамокланебольшие кусочкинебольшие кусочки Февраль 2021без измененийбез измененийбез измененийпомялась и стала мокрой легко рвётсяисчезланебольшие кусочки нашли с трудомМарт 2021без измененийбез измененийбез измененийисчезлаисчезлаисчезлиОбсуждение результатов исследования: от яблочной кожуры, картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле. Пакеты и стекло, кусочек о пластиковой бутылки такие же и остались.”Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет. Мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материалаПриложение 3Дидактическая игра «Экологический Светофор»Задачи: уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой. Расширять опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности. Воспитывать экологически грамотную личность.Материал: набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого игрока. Картинки с изображением или описанием деятельности, поступков человека на природе. Изображение дорожного светофора. Изображение экологического светофора (сигналы в силуэте капельки). Схема с расшифровкой цветовых сигналов светофора (красный — перечеркнутый, желтый с восклицательным знаком, зеленый «улыбающийся»).Предварительная работа: рассматривание картин с изображением деятельности человека в природе, напоминающих знаков о правилах поведения в природе. Игры с использованием знаков светофора. Обсуждение поступков человека в природе. Ход игрыХод игры:Детям показывают дорожный светофор— Что означают сигналы дорожного светофора? Но ведь, когда мы идем в лес, парк, мы тоже должны помнить о некоторых правилах. Да и не только в лесу, но и даже во дворе и дома надо знать, как правильно поступать, чтобы не причинять вреда ни себе, ни людям, ни животным и растениям.— Нам может помочь дорожный светофор? А такой светофор поможет нам не навредить природе?(Устанавливается экологический светофор-таблица. Раздача сигналов светофора.)Детям предлагаются различные ситуации, сопровождающиеся картинками, иллюстрациями или мультимедийное сопровождение, дети поднимают соответствующий кружок и объясняют свой выбор.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X