Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Павлова Татьяна Алексеевна

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.2.Цель, задачи опыта.Задачи:Для детей:Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;Для родителей:Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий и бесед.Способствовать проявлению интереса к экскурсиям и беседам, проводимых для детей в детском саду.Заинтересовать в подготовке в домашних условиях с детьми рассказов о профессии своих родителей.3. Этапы опыта:Создание необходимых условий для реализации проекта:постановка целей и задач;создание условий для реализации проекта;подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;проведение бесед;определение содержательных направлений проекта.Содержательные направления:Экскурсии по детскому саду и на места работы родителей.Встречи-беседы с интересными людьми.Познакомить детей с малоизвестными и популярными профессиями человека.Включение в игровую деятельность (закрепление полученного опыта).Основной этап:Реализация основных направлений проекта, обозначенных на подготовительном этапе.№МероприятиеЗадачиВзаимодействие с родителямиСроки1Беседы «Все профессии нужны, все профессии важны»Закреплять и расширять представления детей о понятии «профессия», «профессиональные навыки», «профессиональная одежда»Первая неделя ноября2Создание альбома «Профессии наших родителей»Расширять представления о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными профессиями, воспитывать уважение к труду старших, формировать желание совместно с родителями выполнять творческую работуПривлечь родителей рассказать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, творчески подойти к решению поставленной задачи совместно с детьмиПервая неделя ноября3Встречи с интересными людьмиПривлечь родителей к педагогическому процессу. Расширить представления детей о профессиях повара, сотрудника ППС, медсестры. Воспитывать желание у детей помогать людям.Пригласить некоторых родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детейПервая неделя ноября4Наблюдение за работой взрослых в детском садуФормировать знания детей о профессиях людей, работающих в детском саду: воспитатель, фельдшер, повар, помощник повара, завхоз, старший воспитатель, дворник и др. воспитывать уважение к труду старших.Вторая неделя ноября5Чтение художественной литературыРаскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессийВ течение всего проекта6Экскурсия в «Аптеку»Расширять представления детей о работе фармацевтов, заведующего аптечным пунктом, зав.складом. воспитывать наблюдательность, любознательность.Вторая неделя ноября8Сюжетно-роливые игры «Аптека», «Семья», «В детском саду»Закреплять представления детей о некоторых профессиях. Развивать связную речь. Воспитывать взаимоуважение.В течение  всего проекта9Просмотр видео-роликов «Как хлеб на стол пришел?», «Как делают конфеты?», «Откуда берется молоко? Как делают йогурт и творог?»Формировать представления детей о слаженной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Воспитывать взаимопомощь среди детей.Беседовать с детьми дома о том, что они узнали в детском садуВ течение  всего проекта10Экскурсия в пожарную частьФормировать представления детей о режиме дня, форме, обязанностях и технике сотрудников пожарной части. Воспитывать уважение к людям опасных профессий, желание помогать людям, попавшим в беду.Организовать группу сопровождения в пожарную часть и ответственного за безопасность экскурсии.Третья неделя ноября11Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»Изучить интересы детей о профессиональных предпочтениях. Воспитывать желание высказываться в беседе.Третья неделя ноября12Загадки об известных профессияхСоздать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение.Четвертая неделя ноября13Создание альбома «Когда я вырасту…»Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетического восприятия.Привлечь родителей творчески подойти к созданию странички своего ребенка в альбомеЧетвертая неделя ноября14Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Пожарная часть», «Парикмахерская», «Стройка»Закреплять представления детей о некоторых профессиях. Развивать связную речь. Воспитывать взаимоуважение.В течение всего проекта15Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроениеПривлечь к созданию творческой работы, эстетически оформленной для выставки.Четвертая неделя ноября Заключительный этап:Реализация ключевых направлений нашего проекта на основном этапе и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:Родители поучаствовали в проектной деятельности группы, проявили заинтересованность в подготовке детей к составлению рассказа об их профессиях и созданию рисунков детьми на тему «Кем я хочу быть?», альбомов «Профессии наших родителей» и «Когда я вырасту…».Дети узнали о разнообразии профессий, о том, что даже некоторые увлечения людей в детстве становятся их профессиями в будущем, расширили свои знания и представления об известных им профессиях.Дети с удовольствием ходили на экскурсии и играли в различные игры, тем самым формировали положительный эмоциональный настрой к данным профессиям в будущем.Вывод: Перспектива опыта работы в данном направлении способствует выбору профессии, что позволяет разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме.И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X