Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Марина Николаевна Ожигова

Развитие общих речевых навыков у детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Развитие общих речевых навыков у детей раннего возрастаИсходя из своей многолетней практике своей работы, при обследование детей дошкольного возраста неоднократно встречаешь у 90% детей с нарушением речи. В связи с данной проблемой ведется тесная связь с воспитателями, для преодоления данных проблем. Проводятся консультации, создаются памятки, посещаются родительские собрания, круглые столы с обсуждениями. Ведь перед нами педагогами стоят чрезвычайно важные и ответственные задачи в воспитании детей раннего возраста. Одна из основных является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. В огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Основой правильной речи учитываются развитие общих речевых навыков. К ним относятся:- темп (скорость речи),- ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов во фразе),- артикуляция (деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих звуки и слова)- голос (основные его качества-сила и высота),- дикция (степень отчетливости и произнесения слов),- словопроизношение (четкое произношение гласных),- речевое дыхание (основные качества- длительность и интенсивность),- выразительность произношения (то есть произношение с чувством),Рассмотрим некоторые из них.Формирование речевого дыхания-это один из первых этапов коррекционной работы с малышами. В отличие от нормы, при нарушении дыхание имеет слабый вдох и выдох, который может осуществляться через рот и нос одновременно. Речь ребенка звучит тихо и неразборчиво, не договаривает фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата увеличивает рост хронических заболеваний дыхательных путей. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками мы применяем дыхательные упражнения. Условно делим их на две большие группы, в зависимости от их цели:Формирование правильного выдоха.Используя различные игры-упражнения, мы укрепляет главную дыхательную мышцу- диафрагму у ребенка. На продолжительном выдохе, следим за тем, чтобы дети не приподнимали плечи, вытягивали губы вперед, и совершали медленно выдох, не надувая щеки. Очень широко используем такие игры, как «Сдуй шарик», «Забей мячик в ворота», «Подуй на снежинку», «Мельница» и т. д.Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов.) Подключаем в работу и другие игры на формирование правильного речевого дыхания, произнося на выдохе отдельные гласные звуки «А!», «У!». Затем эти звуки соединяем: «АУ!» Усложняя задание, продолжаем тренировать продолжительность и силу выдоха на звукоподражаниях. Стараемся подбирать звукоподражания с теми звуками, отработкой которого занимаемся с ребенком в данный момент. Игра «Покормим птенчиков»Воспитатель. Я-мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: Пи-пи-пи»,- и машут крылышками (дети повторяют движения за педагогом и произносит звукосочетание)-Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат (дети снова имитируют движения птенцов и произносят «Пи-пи-пи»)Мама прилетела и начала кормить своих птенчиков. (Воспитатель имитирует кормление птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рты)Игра «Колокольчики»Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь» Сейчас колокольчики «позвенят», споют песенки-сначала девочки, затем мальчики.Из-за невозможности владением голосом самостоятельно-усиливать или ослаблять звучание. На основе подражания, задействуем одновременно другие игры на развитие силы голоса. Игра «Кто в домике живет?»Педагог показывает картинку с изображением кошки. Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (Дети громко повторяют). Следующая картинка с изображением котенка. Котенок мяукает тихо (Дети тихо повторяют звукосочетание) Затем можно использовать картинки с изображением собаки и щенка.- Зверюшки пошли домой (картинки убирают за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет? «Ав-ав (произносит громко) (Ответы детей) Правильно собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей)Таким же образом дети отгадывают с другими предметными картинками)Развивая речевые навыки, безусловно, соблюдаем принцип от простого к сложному. Ставя при этом определенные задачи, например: выполнять действия в соответствии с текстом, правильно и четко произносить определенные звуки, развивать силу голоса, активизировать мышцы губ, произносить определенное звукосочетание, выполнять движения по подражанию, понимать значение глаголов, продолжать развитие правильного ротового выдоха, носового вдоха, произносить звукоподражание громко и тихо и так далее.Благодаря своевременной помощи педагогами малышам, происходит развитие плавного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкому соблюдению пауз, формированию плавности речи и интонационной выразительности.    

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X