Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Толстикова Надежда Борисовна

"Особенности работы концертмейстера в классе хореографии"

скачать документ

Вернуться назад

Толстикова Надежда БорисовнаКонцертмейстерМБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»г. Ижевск «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ»Ижевск 2022Актуальность. Концертмейстер в наши дни одна из самых распространенных профессии в ДМШ, ДШИ, студиях эстетического воспитания и домах творчества. Концертмейстер нужен везде: и в классе по всем специальностям, и в хоровом коллективе, и в хореографии, и, конечно, на конкурсных и концертных сценах, и в каждом направлении концертмейстеру отводится не главная, но очень важная роль. Так же в каждом направлении работы концертмейстера есть свои особенности, нюансы, специфика. Работа концертмейстера в классе хореографии востребована в большей степени на уроках, чем на концертных выступлениях.Любое занятие по хореографии проходит под музыкальное оформление. Именно музыкальное оформление организовывает все движения во времени, в условиях определенного темпа и ритма. Важным инструментом в работе концертмейстера является музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с исполняемыми упражнениями на занятии. В настоящее время существует немало традиционных нотных пособий в помощь концертмейстерам, как начинающим, так и с опытом работы в хореографических классах. Каждый концертмейстер со временем накапливает свой музыкальный материал, который важно постоянно обновлять.Принципы работы концертмейстера в классе хореографии. Рассмотрим качества, которыми должен обладать концертмейстер в хореографическом классе. Прежде всего, концертмейстер должен знать терминологию, характер и особенности исполнения каждого движения, выполняемого на уроке. Концертмейстер хореографии должен свободно ориентироваться в экзерсисе. А так как «родной» язык в классической хореографии – французский, то вся терминология, используемая на уроках, звучит на французском языке, концертмейстер должен знать значение каждого слова, услышанного на уроке. Только этого недостаточно для качественного музыкального оформления какого-нибудь «па». Концертмейстер должен освоить специфику каждого исполняемого упражнения, знать в каком размере оно исполняется, чувствовать все агогические моменты, правильно акцентировать сильные доли или затакты (что в хореографии не является редкостью), подавать музыкальный материал в полном соответствии с характером упражнения, делать «слышимыми» смену темпов и характеров.Внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к исполнителям. Это же относится и к зрению: необходимо обладать прекрасным «боковым зрением», чтобы успеть соотнести музыкальный материал с исполняемыми движениями.Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для деятельности концертмейстера. Это качество бывает очень важно и тогда, когда на уроке педагог представляет новую комбинацию, нужно оперативно подобрать соответствующий этой комбинации аккомпанемент. Для этого концертмейстер должен обладать большим запасом музыкального материала для исполнения разных движений разных годов обучения. Большим достоинством концертмейстера хореографии является умение импровизировать.Воля и самообладание, стрессоустойчивость и огромное терпение – качества, также необходимые концертмейстеру хореографии. Хореография, как любой другой вид искусства, очень «требовательна». В первую очередь, к педагогу, обучающимся, и, конечно же, концертмейстеру. И, конечно, очень важным является взаимопонимание и взаимодействие педагога и концертмейстера. Есть такая «теория», концертмейстера хореографии «воспитывает» педагог-хореограф. Концертмейстер – «правая рука» педагога, его помощник и единомышленник. Музыкальное оформление урока по Классическому танцу.Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определённый вид хореографической пластики. Классический танец - основа всей хореографии. Уроки классического танца – это непрерывное взаимодействие музыки и пластики.Концертмейстеру хореографии следует помнить, что весь музыкальный материал, представленный на уроке, должен прививать учащимся определённые эстетические навыки, а так же осознанное отношение к музыке: умение слышать музыкальную фразу, понимать ритм, динамику, характер музыки. Естественно, что на уроке классического танца первоначально – движение (особенно на начальном этапе обучения классической хореографии). Но надо не забывать, что из музыки рождается танец. Музыка сопровождает движение, помогает исполнить его точно и правильно, раскрыть характер. Движение и музыка должны быть согласованы. При этом музыкальное сопровождение должно быть «живым», выразительным и пианистически профессионально исполненным. Пианисту -концертмейстеру следует учитывать степень сложности учебного хореографического материала. В младших классах музыка должна соответствовать особенностям психического развития детей. Для учеников средних классов содержание музыкальных примеров может быть сложнее. А в старших классах музыкальный материал усложняется в соответствии с возрастанием разнообразия и хореографического рисунка, танцевальных и технических элементов.Для музыки, звучащей на уроках классического танца, характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Обычно такая фраза состоит из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. Нередко встречаются готовые музыкальные произведения, не очень подходящие такой «квадратной структуре» балетной музыки. Поэтому возможно использование таких произведений в качестве основы для импровизации. Возможно использование используются на уроках классического танца фрагментов музыки из балетов, особенно в комбинациях на середине зала, в allegro, в танцевальных комбинациях на пальцах. Музыкальная коллекция концертмейстера немыслима без наличия в ней образцов балетов Адана, Минкуса, Делиба, Пуни, Прокофьева, Чайковского, Глиэра. Благодаря высоким образцам искусства учащиеся развиваются не только физически и посредством движений, но и духовно, впитывая лучшее, что есть в балетной музыке. Большое количество музыкального материала должно быть «в руках» концертмейстера, чтобы не «держаться за ноты», а видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях, точно попадать в динамику каждого танцора (например, если это касается сольных вращений по диагонали, где у каждого исполнителя свой темп).Подбор музыкального материала к разделу Allegro.Прыжковая техника является наиболее сложной в искусстве балета, и в то же время это именно тот раздел классического танца, который делает его «душой исполненным полётом». Разнообразие движений allegro, накопленных за столетия существования балетного искусства, настолько велико, что может помочь исполнителю или балетмейстеру решить абсолютно любые художественные задачи, был бы талант, призвание и любовь к своему делу. Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: лёгкость, воздушность, полётность и поэтому является его важной составной частью.Прыжки (allegro) –один из основных разделов урока классического танца, и считается наиболее трудным. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Прыжки изучают после того, как уже выработана сила, эластичность и выворотность ног в demi plie, а также правильно поставлен корпус.Прыжки, изучаемые на уроках классического танца, разнообразны по амплитуде и характеру, исполняются в разных темпах. Подразделяются прыжки следующим образом: большие, средние и маленькие, в высоту и в длину, по траектории (одинаково важна как длина, так и высота). По характеру исполнения различают прыжки четырех видов: с двух ног на две (changement, echappѐ, sissonne, fermѐ и т.д.), с двух ног на одну (все виды sissonne, jetѐ с V позициии т.д.), с одной ноги на две (cabriole, fermѐ, и т.д.), с одной ноги на другую (pas ciseaux, pas de basque и т.д.). Все прыжки начинаются и завершаются demi pliѐ, это придает прыжку силу и высоту. Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней хорошо подчеркивается момент pliѐ и толчка. Методика выполнения и проучивания прыжков изложена в учебниках А.Я. Вагановой, В.С. Костровицкой и А.А. Писаревой, Н.П. Базаровой и В.П. Мей, Л.И. Ярмолович и др. Музыкальное сопровождение этого раздела урока классического танца специфично. Важную роль имеет не только сама музыка, звучащая в разделе Allegro. Очень важен точно выверенный темп: слишком медленный вызовет ослаблениие мышц и «посадит на ноги», слишком быстрый темп не позволит танцовщику как следует оттолкнуться от пола.Прыжки исполняются на2/4,4/4 и на 3/4, они бывают маленькие и большие. Маленькие прыжки требуют соответствующего музыкального сопровождения, мягкого и легкого. Большие прыжки, исполняющиеся на максимальной высоте, сопровождаются более энергичной и акцентированной музыкой. Прыжки, чаще всего встречающиеся в классическом танце: Temps levѐ soutѐ (простой прыжок с двух ног на две из I,II,IV, и V позициям, музыкальный размер 2/4, 4/4), Changement depieds (прыжок с 2х ног на две из V позиции с переменой ног в воздухе, музыкальный размер 2/4), Pas ѐchappѐ (прыжок, состоящий из двух прыжков с двух ног на две из V позиции во II и со II позиции в V, музыкальный размер 2/4), Pas assemblѐ (прыжок с двух ног на две из V позиции в V с выбрасыванием ноги на высоту 45° (petti assemblѐ)и 90° (grand assemblѐ), музыкальный размер 2/4), Pas jetѐ (прыжок с одной ноги на другую, и исключение – jetѐ fermѐ, Во время прыжка одна нога резко забрасывается вперед, в сторону или назад, а другая вытягивается в воздухе, jetѐ разнообразны по форме, музыкальный размер 2/4, grand jetѐ может исполняться в музыкальном размере 3/4), Sissonnes (прыжки с двух ног на одну, подразделяются на маленькие и большие (на 90°), музыкальный размер 2/4), Pas de basque ( «шаг басков», прыжок с одной ноги на другую, бывает 2х видов: партерный и воздушный, музыкальный размер 3/4).Самое основное, что должен знать и выполнять пианист - это как бы «прыгать» вместе с танцовщиком — внимательно следить за его движениями, четко показывать момент pliѐ и толчка (отрыва пяток) от пола, ловить момент соприкосновения пальцев ног с землей. Если музыка точно следует движению, она помогает танцовщику как бы «зависнуть» в воздухе (у танцовщика появляется «баллон»). Музыкальное сопровождение должно сочетать два темпа, два характера: во время исполнения demi pliѐ звучит плавная, «легатная» мелодия, а собственно прыжок подчеркивается энергичным staccato и акцентом (возможно sforzando). Demi pliѐ, предшествующее прыжку, и сам прыжок приходятся на затакт. Опускание в pliѐ после прыжка совпадает с первой долей такта.На первоначальном этапе все прыжки проучиваются в медленном темпе лицом к станку. Соответственно музыкальная раскладка получается несколько иной. Например, Temps levѐ soutѐ (простой прыжок) при первоначальном проучивании у станка выглядит так (музыкальный размер 2/4): первая четверть и первая восьмая второй четверти — demi pliѐ; вторая восьмая —толчок пятками от пола и прыжок вверх; первая четверть второго такта — опускание в demi pliѐ; первая восьмая второй четверти — вытягивание коленей; вторая восьмая второй четверти — пауза, подготовка к следующему demi pliѐ. Когда этот этап проучивания пройден, можно перейти к следующему, где Temps levѐ soutѐ исполняется без паузы (музыкальный размер 2/4): первая восьмая затакта — demi pliѐ; вторая восьмая затакта —прыжок; первая четверть первого такта — опускание в demi pliѐ с постепенным углублением его на первую восьмую второй четверти; вторая восьмая второй четверти — прыжок вверх; первая четверть второго такта — опускание в demi pliѐ. Заключение.Роль концертмейстера в классе хореографии не всегда заметна, но очень важна. Умело подобранный музыкальный материал, эмоциональное исполнение, взаимопонимание педагога, танцовщиков и концертмейстера — все это помогает выполнить урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа будет приносить соответствующие результаты.Список литературы1. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 1983.2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб. Издательство «Лань» 2003.3. Лысцова Л.А., Калиниченко Т.П., Носков О.Г., Корепанова Н.В., Ильиных Т.А., Майорова Т.А. Музыкальное содержание урока классического танца. Движения, исполняемые на пуантах: нотный сборник. Пермь, ПХГУ, 20193. Попова Н.Б. Музыка на уроках классического танца. Ч. 2005 4. Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. СПб. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 20045. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л., 1968.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X