Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования.Сытникова Наталья Владимировнавоспитатель МБОУ "Фруктовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Малочуева Олега Григорьевича" г.о. Луховицы Московской области«Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»В.А. Сухомлинский.Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка.Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.Интеграция образовательных областей по ФГОС посредством нетрадиционных техник рисования способствует развитию ребёнка по следующим образовательным областям:Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.Художественно-эстетическое развитие: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.Познавательное развитие: расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.Социально – коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.Физическое развитие: развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. У каждого дома может быть много ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.). На прогулках с детьми можно собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно обогатить уголок экспериментальной продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.В обучении рисованию уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:Пальчиковая живопись: рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.Рисование предметами обихода: ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками. Этот вид рисования позволяет ребенку получить разную форму мазка.Монотипия: краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается, как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.Рисование по воску: на лист наносится контур белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем, бумага покрывается краской или тушью. Краска скатывается с воска и рисунок проступает.Рисование по-мокрому (мокрой бумаге): смочить лист водой. Набрать кистью краску и выполнить изображение предмета. Получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.Набрызг. Для этого используются щетки разного размера. Краска набирается на щётку и палочкой или пальцем разбрызгивать краску движением от себя на трафарет, наложенный на лист бумаги.Кляксография: клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.Раздувание. Капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.Рисунок на мятой бумаге. Бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.Рисование песком или манкой. На бумагу клеем наносится рисунок, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. После высыхания рисунок можно раскрасить.Отпечаток. В этой технике используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.Граттаж. Лист бумаги покрывают любым оттенком краски. Дают просохнуть. Затем весь лист натирают свечой, а сверху наносят густую краску тёмного оттенка. Рисунок процарапывают по просохшей краске.Ниткография. Рисование с помощью ниток. Потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, кисть, нитки разной толщины, салфетки. Берём белый лист бумаги, сгибаем пополам. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на одну половину листа бумаги, накрываем второй половиной листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. После того как нить вытянута, имеем две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорисовывать.Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.ЛитератураВенгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2015. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки». — М.: Астрель; 2011.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». — Санкт Петербург: КАРО, 2016.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.
Автор публикации: Наталья Владимировна Сытникова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования.
скачать документВернуться назад
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования.Сытникова Наталья Владимировнавоспитатель МБОУ "Фруктовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Малочуева Олега Григорьевича" г.о. Луховицы Московской области«Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»В.А. Сухомлинский.Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка.Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.Интеграция образовательных областей по ФГОС посредством нетрадиционных техник рисования способствует развитию ребёнка по следующим образовательным областям:Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.Художественно-эстетическое развитие: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.Познавательное развитие: расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.Социально – коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.Физическое развитие: развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. У каждого дома может быть много ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.). На прогулках с детьми можно собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно обогатить уголок экспериментальной продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.В обучении рисованию уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:Пальчиковая живопись: рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.Рисование предметами обихода: ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками. Этот вид рисования позволяет ребенку получить разную форму мазка.Монотипия: краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается, как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.Рисование по воску: на лист наносится контур белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем, бумага покрывается краской или тушью. Краска скатывается с воска и рисунок проступает.Рисование по-мокрому (мокрой бумаге): смочить лист водой. Набрать кистью краску и выполнить изображение предмета. Получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.Набрызг. Для этого используются щетки разного размера. Краска набирается на щётку и палочкой или пальцем разбрызгивать краску движением от себя на трафарет, наложенный на лист бумаги.Кляксография: клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.Раздувание. Капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.Рисунок на мятой бумаге. Бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.Рисование песком или манкой. На бумагу клеем наносится рисунок, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. После высыхания рисунок можно раскрасить.Отпечаток. В этой технике используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.Граттаж. Лист бумаги покрывают любым оттенком краски. Дают просохнуть. Затем весь лист натирают свечой, а сверху наносят густую краску тёмного оттенка. Рисунок процарапывают по просохшей краске.Ниткография. Рисование с помощью ниток. Потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, кисть, нитки разной толщины, салфетки. Берём белый лист бумаги, сгибаем пополам. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на одну половину листа бумаги, накрываем второй половиной листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. После того как нить вытянута, имеем две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорисовывать.Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.ЛитератураВенгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2015. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки». — М.: Астрель; 2011.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». — Санкт Петербург: КАРО, 2016.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.