Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Виктория Алексеевна Богомазова

Дидактические игры

скачать документ

Вернуться назад

Дидактическая игра как средство познания детьми дошкольного возраста окружающего мираДидактическая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего развития ребенка. Дидактические игры подразделяются на две группы:- игры-занятия;- игры-упражнения.Е.И.Тихеева определила роль дидактической игры, в которой особая роль принадлежит педагогу, так как он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Обучение детей в дидактической игре идет непреднамеренно. Е.И.Тихеева создала последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей (где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающиеся друг от друга незначительными признаками, и т.д.).Дидактическая игра способствует развитию мышления, легко и свободно стимулирует детей к познанию мира. Во время дидактической игры развиваются такие значимые функции и процессы, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, мыслительные операции и др. Именно в игре ребенок может развиваться как личность и познавать мир.Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как педагогом-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.Велико значение дидактической игры в познании ребенком окружающего мира. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.Дидактические игры природоведческого содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.Такие игры помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А природоведческие знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.Дидактические игры относятся к играм с правилами. Это игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки и складные кубики), музыкально- дидактические игры.Игры с предметами – это могут быть игры с цветами, семенами, листьями, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «У каждой ветки свои детки» и т.д.Такие игры позволяют уточнять, конкретизировать и обогащать представления детей о свойствах и качествах предметов, формировать умения обследовать их. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.Приведем примеры таких игр.Игры с предметамиИгра «У каждой ветки свои детки»Цель: активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.Материал: нарисованные деревья, листья (на ветках и листьях фрагменты ленты «липучка»)Ход игры:1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)2. Назвать лист березы – березовый лист;Лист клена – кленовый;Лист дуба – дубовый;3. Ребята выбирают и прикрепляют листья к соответствующим деревьям.Можно играть по командам 2-3 человека и индивидуально. Игру можно использовать в качестве динамической паузы, если листья разложить в разные мета в группе или на полу.Игра «Вершки и корешки»Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.Материал: карточки с отдельным изображением корнеплодов и листьев: моркови, свеклы, картофеля, редиса, лука, репы, чеснока, петрушки.Ход игры- У нас на столе лежат вершки и корешки растений –овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая –корешки. - На столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй – по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку – корешок. Дети находят свою пару и соединяют картинки.Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных своего региона, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Примеры таких игр: «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», «Подбери листья», и др. Дидактическая игра «Четыре времени года»Цель: развитие экологических представлений о сезонных изменениях в природе, развитие коммуникации, умения играть в коллективе.Оборудование и инвентарь: конверты с заданиями-вопросами, волчок со стрелкой, макет дидактической игры.Правила игры.На центральном столе, разделенном на четыре сектора, установлен волчок со стрелкой. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет на задания. Задание: необходимо разложить карточки с изображением в соответствии с временем года. Воспитатель читает стихи, дети раскладывают карточки.Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал?Прилетела ласточка,Распустила перья.Солнце греет ласково,Что это за время? Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет, Речка манит нас прохладой, В лес за ягодами надо, Землянику поспевай, Не ленись да собирай. В поле рожь шумит, как море,Соловьи поют на зорях, Травы сочные стоят, Косари в луга спешат.Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает?Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др. не требуют никакого оборудования.Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. Вначале педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно — два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. «Бывает — не бывает» (с мячом)Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.Снег зимой … (бывает) ____________Мороз летом…(не бывает)Иней летом … (не бывает) ___________Капель летом … (не бывает)Особым видом дидактических игр можно назвать игры с применением информационно-компьютерных технологий (ИКТ).Информационные технологии являются эффективным средством для решения многих актуальных задач, стоящих перед специалистами дошкольного образования.Информационно-коммуникационные технологи (ИКТ) способствуют решению следующих специальных практических и дидактических задач дошкольного образования.1. Посредством ИКТ решаются различные этапы освоения новых знаний.2. Благодаря разнообразию форм работы, возможности включения игрового момента повышается мотивация и растет познавательная активность дошкольников.3.Применение средств мультимедиа позволяет усилить наглядность.4. Компьютеры интегрируют в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, качество которого не уступает телевизионному.Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в начальной школе можно назвать мультимедийные презентации в программе Power Point.Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, потому что внимание ребенка может удерживаться дольше благодаря сочетанию динамики, звука и изображения и, одновременно воздействуя на слух и зрение, позволяет достичь гораздо большего эффекта.В мультимедийной презентации обучающий и развивающий материал представлен как система ярких опорных образов, в которых информация структурирована в алгоритмическом порядке. Мультимедийная презентация сокращает время обучения, вызывает у детей положительные эмоции.В качестве примера приведем дидактическую игру с применением ИКТ «Четвертый лишний»Цель игры: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Задачи: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь.Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.Правила игры: «При щелчке «лишнее» исчезнет»Дидактическая игра «Кто где живет»Цель: знакомство с разными животными, с местами их обитания в природе. Проверка по щелчку.Дидактическая игра «Найди пару»Цель: развитие памяти, внимания Дидактическ4ая игра «Чьи припасы?»Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные.Ход игры: На слайде картинки с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек. Предлагается отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина.Дидактические игры организовать может только взрослый, но проявление самостоятельности детей в них обязательно. Структура дидактической игры:- игровой замысел;- игровая задача;- игровые действия;- игровые правила;- результат;- дидактический материал.В дидактическую игру могут быть введены зачин, считалка или слова, определяющие действия. Руководство дидактическими играмиДетям среднего возраста предлагается разнообразное содержание по ознакомлению с окружающим миром – в дидактической игре педагог раскрывает одно или два существенных правила, а остальные правила и отдельные игровые действия уточняются в ходе игры.Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. Методике организации дидактических игр дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования уделяется пристальное внимание. Дидактическая игра – это «многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка».При организации дидактических игр воспитателю необходимо «мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения».Перед воспитателем стоят задачи по обучению детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов. При этом необходимо совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Педагог, использующий в своей работе дидактические игры, должен четко представлять себе своеобразие каждого из компонентов игры, когда и где уместно использовать дидактическую игру. Например, дидактическая игра может стать составной частью образовательной деятельности, при этом повысится интерес детей к ней, активизируется их деятельность. Будут решаться воспитательно-образовательные задачи и программные требования к тому или иному виду занятий. Воспитатель выбирает и проводит игру сам: учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.Дидактическая игра может быть использована и как самостоятельная форма. В этом случае педагог является партнером по игре или следит за отношениями между детьми, оценивает их поведение. Руководящая роль педагога в игре тщательно скрыта.Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Подготовка к проведению дидактической игры состоит из таких компонентов, как выбор игры; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня. Дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям: быть доступной для дошкольника, отражать реальную картину окружающей действительности; обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей; игровые материалы должны отвечать эстетическим нормам (красочность, привлекательность оформления). При проведении игры воспитатель определяет количество играющих, знакомит детей с содержанием игры и ее правилами, игровыми действиями; показывает игровые действия; руководит ходом игры, обеспечивает активность всех детей, оказывает помощь нуждающимся, подводит итоги игры. Педагогу необходимо также поддерживать интерес к действиям каждого ребенка, вводить в игру элементы веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих.Воспитателю принадлежит руководящая роль на всех этапах организации дидактической игры. Он организовывает игру и следит за ее ходом, принимает непосредственное участие в игре, наблюдает за ее ходом. Таким образом, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.Важно соблюдать определенную последовательность в подборе игр.Рекомендации родителям Поиграйте с ребенком в дидактические игры на тему «Родная природа».Словесная игра «Прилетели птицы». Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы». Описание: Взрослый называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны... голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны... голуби, синицы, комары, сороки, кукушки... голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...Игра «Зимующие и перелетные птицы». Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача ребенка – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.Речевая игра «Кто как голос подает». Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам. Описание: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица. 1-й ребёнок: «Чирик-чирик», 2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».«Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»Цель — закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.Правила игры: Выбрать из предложенных листьев, наиболее понравившийся и составить небольшой описательный рассказ.«Найди дерево по описанию». Дидактическая задача. Найти предмет по описанию. Игровое действие. Угадывание растений по описанию. Правило. Искать дерево можно только после рассказа взрослого. Ход игры. Взрослый описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти карточку с изображением того дерева, о котором рассказывает взрослый.«Назови части дерева».Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания. Развивать память, мышление.Правила игры:Вместе с ребенком рассмотреть дерево и уточнить такие понятия , как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.«Найди листик»Дидактическая задача. Найти часть по целому. Игровые   действия.Поиски предмета. Правило. Искать лист на земле можно после слов взрослого. Ход игры.На прогулке взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве, а потом найти их на земле.Лото «Родной край»Оборудование: большие карты (по количеству игроков) и маленькие карточки (по 6 на каждую большую).Водящий показывает маленькую карточку с изображением растений, зверей, птиц, насекомых, деревьев, бабочек и называет их. Тот игрок, который найдет у себя такое же изображение, называет его и забирает маленькую карточку, накрыв ею изображение на большой карте. Побеждает тот, кто первым закроет все изображения на большой карте.Список литературыБондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.——2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности. Учебное пособие. М.: Феникс. – 2016. – 223 с.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособи для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X