Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Рожнова Кристина Сергеевна

Образовательная развивающая среда

скачать документ

Вернуться назад

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИРожнова Кристина СергеевнаМДОАУ «Детский сад №2» город Бузулук Оренбургская областьДолжность: воспитательАннотация. В статье рассматривается образовательная, развивающая среда. Автор в статье раскрывает понятие, структуру, компоненты и функции образовательной, развивающей среды.Ключевые слова: образовательная развивающая среда, структура, компоненты, функции.Качество дошкольного образования обсуждаются на самых разных уровнях. Современная педагогическая наука и практика предъявляют особые требования к среде ребенка дошкольного возраста, которая может быть источником знаний, социального опыта и развития детей. В связи с этим среда должна быть развивающей. Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день представляется особенно важным. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС, дошкольное образование это важный период в жизни ребенка, веха на пути непрерывного образования. Образовательная программа дошкольного учреждения должна быть нацелена на всестороннее развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания [2, с. 78]. По мнению А.Г. Гогоберидзе, условия, в которых происходит развитие человека, называются средой, а средой развития ребенка – пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольной организации [1, с. 401]. Именно ДОО является той микросредой, которая способствует первому знакомству дошкольника с миром и оказывает на него огромное психологическое и педагогическое воздействие. О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности [2, с. 13].Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Среда развития ребенка, должна обеспечивать разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становиться основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. Понятие среды имеет несколько трактовок в современной педагогике. В самом общем определении среда рассматривается как окружающее человека социальное пространство или зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия [1, с. 13]. «Педагогику среды» разрабатывал еще академик С.Т. Шацкий, как «общественную среду ребенка» описывает в исследованиях П.П. Болонский, в работах А.С. Макаренко рассматривается «окружающая среда». Перечисленные авторы доказывали, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. Кроме того, важным являются внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Развивающая образовательная среда это любое социокультурное пространство, в котором организованно осуществляется процесс развития личности. В психологическом контексте, развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором происходит обучение ребенка [3, с. 78]. Как считает О.В. Дыбина, предметно-пространственная среда – это специальным образом организованное пространство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности [2, с. 13].В психолого-педагогической литературе понятие «развивающая среда», как правило, рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. В узком смысле – это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.В дошкольной педагогике термин «развивающая среда» обозначает комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. В развивающей среде выделяют предметную и пространственную составляющие. Предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки с соответствующим оборудованием; игровые пространства с тематическими наборами [6, с. 14].В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:1.содержательно-насыщенной, 2.трансформируемой, 3.полифункциональной, 4.вариативной, 5.доступной 6.безопасной.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы дошкольного образовательного учреждения. Пространство нужно организовать таким образом, чтобы оно обеспечивало: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;4. Вариативность среды предполагает: наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.Согласно концепции, разработанной В.А. Петровским, Л.П. Стрелковой и др., развивающая среда дошкольного учреждения строится в соответствии со следующими принципами: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип комплексирования и гибкого зонирования – динамичности развивающей среды; принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости; принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности [4, с. 13].Образовательная среда имеет определенную структуру.В.А. Ясвин предлагает структурную модель образовательной среды, содержащую четыре компонента: пространственно-предметный, социальный, психодидактический и субъектов образовательного процесса.1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности.3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.4. Субъектов образовательного процесса [7, с. 96]. Как подчеркивает Т.Н. Щербакова, люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса [6, с. 545].Ю.Н Кулюткин и С.В. Тарасов выделяют следующие обобщенные компоненты образовательной среды любой образовательной организации.– пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства; символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.).– содержательно-методический компонент: содержательная сфера; формы и методы организации образования.– коммуникационно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды; коммуникационная сфера; организационные условия [3, с. 6].Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации состоит из нескольких компонентов [5, с. 12]. Охарактеризуем их. Содержательный компонент определяется целью и задачами каждого вида деятельности дошкольников. Содержательный компонент связан с материальным компонентом, который представляет собой совокупность специально подобранных материалов и оборудования. Данный компонент включает следующие составляющие: материалы и оборудование по реализации компонентов интегрированной деятельности, стимульный материал, дидактический материал.Важным компонентом предметно-развивающей среды в дошкольном образовании является организационный компонент. Данный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной интегрированной деятельности. В соответствии с ним пространство группового помещения делится на четыре зоны: зона выбора и самоопределения; рабочая зона; активная зона; спокойная зона [5, с. 15].Личностный компонент предметно-развивающей среды представляет собой совокупность субъектов интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной запланированной деятельности [5, с. 16]. С учетом содержания вышеуказанных компонентов предметно-развивающей среды определяются следующие ее задачи [2, с. 24]: реализация потребности ребенка в активной и разнообразной деятельности; обеспечение «зоны ближайшего развития»; предоставление возможности дошкольникам для реализации их индивидуальных интересов и потребностей, организации самостоятельной деятельности; развитие у дошкольников способности творчески осваивать новые способы деятельности; формирование умственных, психических и личностных качеств дошкольников.Роль предметно-развивающей среды в развитии дошкольника раскрывается через ее функции. Ведущей среди них является развивающая функция. По мнению А.Г. Гогоберидзе, развивающая функция способствует саморазвитию и самореализации дошкольников [1, с. 405]. Развивающая функция предполагает: – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов предметно-развивающей среды, что обеспечивает преемственность развития деятельности дошкольника от простых форм к более сложным [1, с. 14]; – наличие в образовательной среде дошкольной организации материалов и предметов, с которыми дошкольники могли бы действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно; – направленность на «зону актуального развития» самого слабого в группе дошкольника и «зону ближайшего развития» самого сильного дошкольника в группе. Данная функция предметно-развивающей среды способствует развитию у дошкольников любознательности, умений познавать окружающий мир. В условиях развивающей среды дошкольники реализуют свое право на свободу выбора деятельности, действуют, исходя из своих интересов и возможностей, стремятся к самоутверждению.Не менее важной функцией предметно-развивающей среды является стимулирующая функция. Данная функция предполагает развитие у дошкольников интереса, мотивации к действиям с элементами окружающей среды и к ее исследованию. В этом случае предметно-развивающая среда является организующей деятельность детей и влияет на воспитательный процесс. Реализация данной функции предполагает предоставление возможности использовать разнообразный материал для активного участия дошкольников в разных видах деятельности, учет «зоны ближайшего развития», возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников, их потребностей, интересов и склонностей [3, с. 14]. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации выполняет информационную функцию. Значение данной функции в том, что каждый из предметов окружающего мира несет определенные сведения о нем и становится средством передачи социально-культурного опыта [3, c. 20]. К ним относятся: продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека; репродукции, этюды, скульптуры, обеспечивающие художественное восприятие; предметы театрализованной и музыкальной деятельности; – предметы для проведения опытов; игровые компьютеры, электронные и механические игрушки и др. Воспитывающая функция предметно-развивающей среды реализуется при условии воспитательных ситуаций, когда дошкольники оказываются в ситуации нравственного выбора: «уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо» [6, c. 405]. Реализация данной функции предполагает формирование положительных взаимоотношений, развитие сотрудничества в коллективе сверстников. Организационная функция предметно-развивающей среды направлена на создание благоприятных условий для жизнедеятельности дошкольников. Она направлена на предоставление дошкольнику разнообразного материала для активного участия в разнообразных видах деятельности. Важное значение в дошкольном образовании имеет функция сохранения психологического здоровья. В соответствии с данной функцией содержание материалов и оборудования в дошкольном образовании, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики направлены на развитие положительных эмоций, создание чувства защищенности и комфорта, предоставление возможности найти себе удобное место для коллективной и индивидуальной деятельности.ФГОС дошкольного образования предъявляет определенные требования к организации предметно-развивающей среды. Согласно этому документу, развивающая среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, которые используются в образовательном учреждении; создание условий для инклюзивного образование, если таковое организовано в детском саду; учет национально-культурных, климатических условий для организации образовательного процесса [5, с. 87].Предметно-развивающая среда проектируется на основе: реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программы; требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространственных условий; предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; соблюдения принципов построения предметно-развивающей среды.Федеральный государственный стандарт определяет примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды:- зона для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованные действия, освоение социальных ролей и профессий);- зона для познавательной активности (использование различных материалов, развитие речи, наблюдение за природными явлениями и т.д.);- зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, патриотическое воспитание);- зона двигательной активности [6, с. 56].Предметно-развивающая среда должна быть организована в соответствии с требованиями САНПИНа. На основании изученного материала можно сделать вывод, что развивающая среда является необходимым условием в процессе развития ребенка. Выделяются предметная и пространственная составляющие. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В концепции построения развивающей среды дошкольного учреждения были определены принципы для ее построения. Были определены принципы: дистанции, активности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциональности среды, привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, открытости – закрытости, учета половых и возрастных различий детей. Развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Построение развивающей среды дошкольного учреждения должно производиться в соответствии с требованиями ФГОС, а также с нормами САНПИН к помещениям и оборудованию.Список литературыДошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. – 464 с.Дыбина О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты // Вектор науки ТГУ. 2014. № 1. – С.13.Ермолина Н.В. Воспитывающий потенциал образовательной среды дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы решения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №12. – С. 78-81.Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. – С. 6-7.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Наука, 1993.Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5. – С. 545–548.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X