Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Решение образовательных задач по ФЭМП в свободной деятельности старших дошкольников«Математика во все времена»Формирование элементарных математических представлений происходит не только в ходе образовательной деятельности, но и в процессе свободной деятельности детей. Самостоятельная деятельность – это вид деятельности детей, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя в условиях созданной предметно-развивающей среды. Существуют разнообразные виды свободной деятельности детей. Изобразительная деятельность в нашей группе занимает лидирующие позиции. И девочки, и мальчики очень любят раскраски. В центре художественного творчества ребята всегда могут найти раскраски по цифрам, которые развивают зрительное восприятие, цветовое восприятие, способствуют закреплению знаний о цифрах от 1 до 10.В центре познания расположено множество дидактических математических игр. Рассмотрим некоторые из них.«Цифры». Ребята с удовольствием сопоставляют цифры с соответствующим количеством предметов, закрепляют счет в пределах 10, порядковый счет, совершенствуют умение считать в прямом и обратном порядке.«Противоположности». Данная игра развивает умение группировать предметы по противоположным признакам: размер, количество, цвет, форма, части суток, длина и т.д.«Геометрическое лото». В ходе данной игры дети закрепляют названия геометрических фигур, а также цвет.«Математический планшет». Развивает пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, работать как по схеме, так и самостоятельно.«Игра со счетными палочками». Развивает геометрическую зоркость, умение анализировать и сравнивать предметы по величине (например, большой и маленький квадрат), развивает представления о том, как из одной формы сделать другую (из 5 палочек выложить квадрат и разделить его на 2 равных треугольника). Ребята могут выкладывать изображения, как по образцу, так и самостоятельно.Различные игры на закрепление цвета.Дети очень любят собирать пазлы. При выборе они ориентируются не только на изображение, но и на количество элементов. Так как ребята знакомы только с цифрами до 10, свой выбор они осуществляют в соответствии с размером деталей и их количеством. Одним нравятся сложные пазлы и они отдают предпочтение маленьким деталям и большому количеству, другие выбирают полегче, т.е. детали крупные и с меньшим количеством. После того как пазл собран, можно предложить ребенку определить, какую форму имеет изображение, какого цвета деталей больше. Случается так, что детали теряются, тогда ребенок считает количество отсутствующих деталей.Игры-ходилки – закрепляют счет в пределах 6. Играя в домино, уделяем внимание тому, какую форму имеют кости, на сколько и на какие части они поделены; в конце считаем количество оставшихся костей. Игра мемо совершенствует умение ориентироваться на плоскости, определять местонахождение предмета, а также внимание и память. Сюжетно-ролевые игры занимают большую часть свободной деятельности детей. Играя в кафе, ребята учатся сопоставлять количество участников с количеством предметов (например, в кафе пришли 4 посетителя, соответственно на каждого необходимо 4 тарелки, 4 чашки, 4 столовых прибора и т.д). На прием к врачу дети занимают очередь, при этом тренируются в порядковом счете, учатся правильно отвечать на вопросы «Сколько?» (всего человек в очереди), «Который по счету?»; учатся определять свое местонахождение среди окружающих детей (между, позади, перед, около).Двигательная деятельность детей также способствует решению образовательных задач по ФЭМП. Например, играя в кольцеброс и кегли, подвижные игры во время прогулки, ребята совершенствуют умение считать в пределах 10, сравнивать и понимать отношения рядом стоящих чисел (5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1). Одна из любимых игр у детей на площадке – классики. Можно нарисовать их мелом на асфальте, а можно палочкой на земле или на снегу. В ходе игры дети упражняются счету в пределах 10. Также можно считать опавшие листья, формочки, лопатки, кусты, цветы на клумбе. Сделав отпечатки подошвы обуви на снегу, ребята сравнивают их по форме и размеру.Благодаря заполнению календаря наблюдений за погодой и природой, дети умеют определять какой день недели сегодня, какой был вчера и какой будет завтра.Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что свободная деятельность детей в условиях созданной предметно-развивающей среды способствует решению образовательных задач по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников.
Автор публикации: Лебедева Екатерина Александровна
Математика во все времена
скачать документВернуться назад
Решение образовательных задач по ФЭМП в свободной деятельности старших дошкольников«Математика во все времена»Формирование элементарных математических представлений происходит не только в ходе образовательной деятельности, но и в процессе свободной деятельности детей. Самостоятельная деятельность – это вид деятельности детей, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя в условиях созданной предметно-развивающей среды. Существуют разнообразные виды свободной деятельности детей. Изобразительная деятельность в нашей группе занимает лидирующие позиции. И девочки, и мальчики очень любят раскраски. В центре художественного творчества ребята всегда могут найти раскраски по цифрам, которые развивают зрительное восприятие, цветовое восприятие, способствуют закреплению знаний о цифрах от 1 до 10.В центре познания расположено множество дидактических математических игр. Рассмотрим некоторые из них.«Цифры». Ребята с удовольствием сопоставляют цифры с соответствующим количеством предметов, закрепляют счет в пределах 10, порядковый счет, совершенствуют умение считать в прямом и обратном порядке.«Противоположности». Данная игра развивает умение группировать предметы по противоположным признакам: размер, количество, цвет, форма, части суток, длина и т.д.«Геометрическое лото». В ходе данной игры дети закрепляют названия геометрических фигур, а также цвет.«Математический планшет». Развивает пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, работать как по схеме, так и самостоятельно.«Игра со счетными палочками». Развивает геометрическую зоркость, умение анализировать и сравнивать предметы по величине (например, большой и маленький квадрат), развивает представления о том, как из одной формы сделать другую (из 5 палочек выложить квадрат и разделить его на 2 равных треугольника). Ребята могут выкладывать изображения, как по образцу, так и самостоятельно.Различные игры на закрепление цвета.Дети очень любят собирать пазлы. При выборе они ориентируются не только на изображение, но и на количество элементов. Так как ребята знакомы только с цифрами до 10, свой выбор они осуществляют в соответствии с размером деталей и их количеством. Одним нравятся сложные пазлы и они отдают предпочтение маленьким деталям и большому количеству, другие выбирают полегче, т.е. детали крупные и с меньшим количеством. После того как пазл собран, можно предложить ребенку определить, какую форму имеет изображение, какого цвета деталей больше. Случается так, что детали теряются, тогда ребенок считает количество отсутствующих деталей.Игры-ходилки – закрепляют счет в пределах 6. Играя в домино, уделяем внимание тому, какую форму имеют кости, на сколько и на какие части они поделены; в конце считаем количество оставшихся костей. Игра мемо совершенствует умение ориентироваться на плоскости, определять местонахождение предмета, а также внимание и память. Сюжетно-ролевые игры занимают большую часть свободной деятельности детей. Играя в кафе, ребята учатся сопоставлять количество участников с количеством предметов (например, в кафе пришли 4 посетителя, соответственно на каждого необходимо 4 тарелки, 4 чашки, 4 столовых прибора и т.д). На прием к врачу дети занимают очередь, при этом тренируются в порядковом счете, учатся правильно отвечать на вопросы «Сколько?» (всего человек в очереди), «Который по счету?»; учатся определять свое местонахождение среди окружающих детей (между, позади, перед, около).Двигательная деятельность детей также способствует решению образовательных задач по ФЭМП. Например, играя в кольцеброс и кегли, подвижные игры во время прогулки, ребята совершенствуют умение считать в пределах 10, сравнивать и понимать отношения рядом стоящих чисел (5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1). Одна из любимых игр у детей на площадке – классики. Можно нарисовать их мелом на асфальте, а можно палочкой на земле или на снегу. В ходе игры дети упражняются счету в пределах 10. Также можно считать опавшие листья, формочки, лопатки, кусты, цветы на клумбе. Сделав отпечатки подошвы обуви на снегу, ребята сравнивают их по форме и размеру.Благодаря заполнению календаря наблюдений за погодой и природой, дети умеют определять какой день недели сегодня, какой был вчера и какой будет завтра.Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что свободная деятельность детей в условиях созданной предметно-развивающей среды способствует решению образовательных задач по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников.