Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ковалева Ирина Сергеевна

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим. Вторая младшая группа.

скачать документ

Вернуться назад

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим. Вторая младшая группа.Образовательная область «Познавательное развитие»«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).Основные цели и задачи Ознакомление с предметным окружениемПродолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).Ознакомление с социальным миром.Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Ознакомление с миром природы.Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).месяц№занятияТемаЗадачи занятияМатериалсентябрь1Бумага, еёкачества исвойстваНаучить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой алгоритм описания свойств материала2В гостях удождикаФормировать элементарные представления об одном из природных явлений - дожде.Изображения дождя, реки, моря, луж (где в природе можно встретиться с водой).3Тело человекаФормировать знания из каких частей состоит тело человека; знания о роли органов чувств.Фотографии детей разного возраста; иллюстрации: дети умываются, делают зарядку, кушают и т.п. (забота о своём теле).4Кто заботиться о детяхв детском садуУточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя; дать понятие о том, что взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»; атрибуты к игровому упражнению «Мы - дежурные»; зайчик.октябрь5Путешествие в прошлое стулаФормировать представления о том, что человек создаёт предметы для своей жизни; старается улучшить их (ориентироваться в прошлом и настоящем стула).Предметные картинки: камень, бревно, пень, скамейка, табурет, стул, пещера древнего человека, изба с печкой.6«Осень в гости к нам пришла».Познакомить детей с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека, развивать эмоциональную отзывчивость детей.Листики красного, желтого и зеленого цвета по 2 на каждого ребенка. Предметные картинки – дети в летней и осенней одежде, картинки для разучивания стихотворения. Картинки для ознакомления с признаками осени.7ПешеходФормировать элементарные представления о правилах поведения пешехода, закреплять понятия «правое – левоеПредметные картинки автобуса, автомобиля, троллейбуса, трамвая. Иллюстрация улицы города с изображением пешеходов и разного транспорта. Иллюстрация игровой площадки во дворе дома.8Культурный человекФормировать понятие «культурный человек».Сюжетные картинки по режимным моментам (ребёнок спит, заправляет постель, умывается, делает зарядку), «Семья завтракает за столом»; предметные картинки или сами предметы – носовой платок, расчёска, иголка с ниткой.ноябрььь9Кошка и собака – наши соседиФормировать элементарные представления о правилах поведения с бездомными животными (кошками и собакамиПредметные картинки кошки, собаки.10«Деревья осенью».Закреплять представление о названиях и основных частях деревьев, учить видеть их характерные особенности, ввести название растений в активный словарь. Закрепить умение различать правую и левую руки.Развивать слуховое и зрительное внимание.Листики красного, желтого и зеленого цвета по 2 на каждого ребенка. Предметные картинки – дети в летней и осенней одежде, картинки для разучивания стихотворения. Листики с разных деревьев11Прозрачная водаВыявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.12У бабушкив деревнеФормировать элементарные представления об одном из видов поселения человека – деревне.Изображения деревенского дома и домашних животных, расположенных рядом (корова, коза, гуси, куры, кот, собака).декабрь13Экскурсияв прачечнуюПознакомить с работой мастера по стирке белья; уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье; воспитывать уважение к труду взрослых, работающих в прачечной14Встречас СолнцемФормировать элементарные представления о Солнце.Картинка с изображением солнца (адаптированная для малышей), тучи15: В зимнем лесуПознакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.Яркие мягкие игрушки, пластмассовые елочки, ветки. Для коррекционных работ используются цветные открытки с изображением диких животных, фланелеграф, чудесный мешочек.январь16Путешествие в прошлое ложкиПродолжать формировать представления о том, что человек создаёт предметы для своей жизни; старается улучшить их (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).Палочка, деревянная ложка (нерасписная и расписная), современная металлическая ложка17Переходим улицуФормировать представления о роли светофора, «зебры» на проезжей части, о правилах поведения пешеходов.Иллюстрация с регулируемым пешеходным переходом (светофор, «зебра», пешеходы), предметная картинка зебры- животного.18СвойствакамняДать детям знания о свойствах и особенностях камня: твердый, тонет, может издавать звук, изменять цвет при смачивании; учить сравнивать предметы (камень, пластилин); продолжать формировать первоначальные знания о способах обследования предметов; вызвать интерес к экспериментальной деятельностиБольшие и маленькие камни разного цвета, пластилин, коробочка, пластмассовые баночки с крышками, поднос, салфетки.февраль19«Воробьи зимой»Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному мируФотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья; зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки.20Радуга-дугаФормировать элементарные представления о природном явлении – радуге. Изображение радуги (7 цветов), зеркальце, таз с водой.21Путешествие в прошлое одеждыПродолжать формировать представления о том, что человек создаёт предметы для своей жизни; старается улучшить их (ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одеждыКукла в набедренной повязке, кукла в шкуре и кукла, одетая в ткань; предметные картинки с изображением одежды прошлого и настоящего; предметные картинки разной одежды22«Необычная прогулка»Продолжать учить детей узнавать и называть по внешнему виду  диких животных и их детенышей: лису - лисенка, зайца - зайчонка, ежа -   ежонка, белку - бельчонка. Знакомить с названием жилища животных: дупло, нора, куст. Воспитывать желание оказывать помощь и заботиться о персонажах (зверятах).  Игрушки: бельчонок, зайчонок, ежонок, лисенок, кукла.Планшет «По дорожке в детский сад». март23"Что видел Незнайка"Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно им противостоять.Кукла Незнайки с воздушными шарами24В городском транспортеПознакомить с правилами безопасного и культурного поведения в городском транспортеИллюстрации с изображением пассажиров в городском транспорте, иллюстрации автобуса, троллейбуса, трамвая.25Воздух - повсюдуОбнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимостьВоздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.26В мире опасных предметовФормировать элементарные представления об опасных бытовых предметахПредметные картинки к загадкам (ножницы, гвоздь, молоток, булавка, кнопка, иголка, утюг, пылесос, настольная лампа, плита, спички, тёрка, нож, кастрюля, чайник).апрель27Врачипомогают нам быть здоровымиРазвивать представления о труде медицинских работников.28Культура внешнего видаДать детям представление о понятии «внешний вид», о предметах, помогающих поддерживать внешний вид в чистоте и порядке.Куклы Чистюлька и Грязнулька, поднос и предметы для игры «Вещи-помощники».29Дорожные знакиПознакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети!», «Остановка».Иллюстрации с изображением дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети!», «Остановка»; иллюстрация «Машины на улице города», карточки красного, желтого и зелёного цвета для имитации сигналов светофора.30Лёгкий - тяжёлыйДать представление о тяжести - лёгкости предметов, об умении плавать лёгких предметовБольшой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, кусочки поролона, сачок, поднос.май31"Наши помощникиПоказать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательных и эмоциональных сферах).32"Вот какие птички, птички - невелички".Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Воспитывать чувство любви к родной природе; Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Картинки "Птицы". Звуковая фонограмма явление природы. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры. 33Свой - чужойФормировать понятия о людях «свой», «близкий», «чужой», «незнакомый»Предметные картинки членов семьи, других людей (продавца, почтальона, прохожих…).34К нам весна шагает быстрыми шагами".Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе. Картинки на тему «Весна».ЛИТЕРАТУРА: Авдеева Н., Князева О. «Безопасность», СБб.: «Детство-Пресс», 2007; Анохина И. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации», У: УИПКПРО, 2007;Баряева Л., «Азбука дорожного движения», М.: «Дрофа», 2007.Белая К., Зимонина В… «Как обеспечить безопасность дошкольников…», М.: «Просвещение», 2004;Голицына Н. «ОБЖ для младших дошкольников», М.: «Скрипторий 2003», 2010;Горькова Л., Кочергина А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М.: «ВАКО», 2007Дик Н. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников», М.: «Русское слово – РС», 2006; Дыбина О… «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М. ТЦ «Сфера», 2001;Дыбина О., Поддьяков Н… «Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2009. Дыбина О. «Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов», М.: ТЦ «Сфера», 2001 Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников». М.: «Скрипторий 2003», 2008; Клушанцев П. « О чем рассказал телескоп», Л.: Детская литература, 1980. Князева О., Маханёва М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие», СПб.: «Детство-Пресс», 2000; Козлова С.А. программа «Я – человек», М.: «Академия», 1998; Козлова С.А. «Мы имеем право», М.: «Обруч», 2010; «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах» , сост. Нищева Н.В., СПб. «Детство-пресс», 2009 Коротаева С. «План-конспект занятия познавательного типа «Зрение – как орган познания окружающего мира», «Дошкольная педагогика» № 1/ 2011. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе», М.: «Лист», 1999. Паникова Е., Инкина В. «Беседы о космосе», методическое пособие, М.: ТЦ Сфера, 2011. Пауль Доусвелл «Загадки Космоса», энциклопедия для детей, М.: «РОСМЭН», 2002. Скоролупова О. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение Космоса», М.: «Скрипторий», 2003; Смирнова Т., Филиппова Т. «Дошкольникам о Москве и родной стране», М.: «Скрипторий 2003», 2010; «С чего начинается Родина?» ред. Кондрыкинской Л., М. «ТЦ Сфера», 2003; Тугушева Г., Чистякова А. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб. «Детство-Пресс», 2008;«Умственное воспитание детей дошкольного возраста», ред. Поддьякова, Сохина Ф., М. «Просвещение», 1984;

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X