Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Скороходова Людмила Николаевна

"Инновационные метод преподавания игры на духовых инструментах в школе искусств"

скачать документ

Вернуться назад

Инновационные методы преподавания игры на духовых инструментах в школе искусствКлючевые слова: духовые инструменты, методы преподавания, бинарный урок, оценочное портфолио. Композитор Гедике писал:техника игры на духовых инструментах ушла вперед на столько, что если бы лучшие исполнители, особенно на медных, жившие 50-70 лет назад услышали наших духовиков, то не поверили бы своим ушам и сказали бы что это невозможно.Духовые инструменты зародились еще в глубокой древности, в эпоху существования первобытного строя. Когда мы рассматриваем рисунки человека, жившего в эпоху палеолита, мы уверенно говорим: «Искусство!», «Живопись!», но, когда мы пытаемся представить себе игру этого человека на духовых инструментах, мы почему-то боимся назвать то, что он делает, музыкой. Нет ни малейшего сомнения, что кроманьонец, сумевший нарисовать бизонов на потолке Альтаирской пещеры, способен использовать духовые инструменты не только для подачи сигналов и заманивая на охоте животных, но и для того, чтобы выразить своё отношение к действительности.Можно ли называть «музыкальными инструментами» случайно подобранные раковины и деревяшки, в которых не запечатлён человеческий труд, – вопрос спорный. Но, если один человек показывает другому, каким образом надо дуть в полую трубку, чтобы достичь того или иного звука, то развитию преподавания музыки положено начало.В XIV веке зародилось профессиональное преподавание игры на духовых инструментах. Основной принцип преподавания этого периода: «Делай как я!». Педагог демонстрировал духовой инструмент, показывал, как его надо держать, и объяснял, куда следует посылать выдыхаемую струю воздуха и какие клапаны надо нажимать. Это так называемая наглядно – ремесленная форма обучения.В изложении С.Я. Левина были рекомендации: «Сначала следует узнать – сколько отверстий на инструменте, затем – как располагать на них пальцы, вслед за этим – «как дуть» (т. е. как дышать и извлекать звук), потом – сколько дырочек должно быть закрыто или открыто для извлечения того или иного звука. Кроме того, нужно освоить положение языка и научиться «работать им совместно с пальцами».В начале XVIII века яркими исполнителями и преподавателями игры на духовых инструментах были А. Вивальди и Г.Ф. Телеман. А. Вивальди от учащихся требовал масштабности, разнообразия выразительных средств, разнообразия динамики, хорошо организованного контраста. Г.Ф. Телеман считал, что музыка должна не только развлекать, но и воспитывать. Созданные им «Упражнения в пении, игре и генерал-басе» (1734) содержат также и методические рекомендации: «Учить, развлекая!», «Пение – основа инструментального исполнительства!», «На духовых инструментах нужно петь!» (золотые слова).В первые годы существования Московской консерватории в духовых классах поощрялся, главным образом, тренаж, а не сознательное отношение к учебному процессу. Главной задачей обучения объявлялось не воспитание грамотного музыканта, обладающего яркой артистической индивидуальностью, а узкого специалиста. В России хорошо помнили скептическое отношение М.И. Глинки к художественным возможностям новых духовых инструментов. По мнению великого русского композитора, технические новшества облегчают исполнителю владение инструментом, но отрицательно сказываются на тембре.С.В. Розанов выдвинул четыре основных принципа преподавания, которые стали основными в методической школе на духовых инструментах:Воспитывать не узкого специалиста, а всесторонне грамотного музыканта, художественную личность;В учебной работе опираться на сознательное усвоение музыкального материала;Использовать научные достижения в области физиологии, педагогики, психологии;Обращаться к высокохудожественному репертуару.Следует признать, что теория методики обучения на духовых инструментах как часть педагогической науки среди других методик является самой молодой. Каждое поколение духовиков вносит свой вклад в методику. Методика обучения, на каком либо инструменте является частью педагогики.В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса профобразования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.Современные тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения молодого поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей ученика, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели. Главной отличительной чертой инновационных технологий и интерактивных методик обучения является инициативность учеников в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учеников способность самостоятельного решения проблемы.Инновационные технологии стали, пожалуй, величайшим проводником перемен в современном мире. В научной литературе под инновационными технологиями принято понимать новшества, которые направлены на внедрение или использование чего-то нового с целью повысить эффективность той или иной деятельности.«Инновационная образовательная технология» это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес – практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Обычный комбинированный урок для него скучен и неинтересен. Поэтому перед педагогом ставится основная задача так преподнести учебную информацию, чтобы урок стал более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. Самый эффективный способ организации чёткого и компактного изложения учебного материала это проведение интегрированого урока. Интегрированный урок – это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Его могут проводить как один, так и несколько человек. Задача интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего мира. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, к развитию личности. Структура интегрированных уроков – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Именно такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Повышается качество закрепления изученного материала, улучшается усвояемость учебных элементов, повышается интерес к предметам. Активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности. Особенно это касается урока по специальности, сольфеджио и музыкальной литературы.33305758255000Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей. Так как бинарные уроки чаще всего проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы. Рис. 1.-3638552286000Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Планируемый результат:Учащиеся знают – творчество композиторов, средства музыкальной выразительности, Рис. 2. ритмические группы и основы гармонии.Учащиеся умеют – определять характер произведения, различать длительности нот, видеть ритмические рисунки, определять размер и тональность произведения, правильно интонировать звуки на инструменте.Бинарный урок – это высшая форма реализации новых образовательных стандартов, так как позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетентности учащихся.Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я – концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе искусств.В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, преподавателей и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);● рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);следует все же добавить:● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках). Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а преподавателем – руководителя процесса обучения.Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:● портфолио достижений● портфолио – отчет● портфолио – самооценка● портфолио – планирование моей работы(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:● ученик вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;● ученик собирает материал;● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Кроме общеобразовательных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.Ученик должен научиться:● отбирать и оценивать информацию● точно определять цели, которые он хотел бы достичь● планировать свою деятельность● давать оценки и самооценки● отслеживать собственные ошибки и исправлять ихПортфолио сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.Система образования не должна отдаляться от жизни, превращаться в замкнутый «рынок образовательных услуг», она должна стать основой развития науки, экономики, культуры и непосредственно участвовать в решении задач научно – технологического возрождения страны. Образование становится главным показателем интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Переход от традиционных форм и методов обучения к инновационным технологиям в учебном процессе требует усовершенствования самоподготовки преподавателя, способного к самореализации деятельности и самостоятельному инновационному поиску.Используемая литератураАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г. «психологическое зеркало самого себя».Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150Волков Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах / Н.В. Волков - М. Академ проект, 2008 г. 399 стр. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах / Б.Диков -М.: Музгиз, 1966, 116 стр.Иванов В.Д. Словарь музыканта - духовика / Иванов В.Д. - М.: Музыка, 2007 г., 128 стр.Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191 https://www.informio.ru/publications/id4282/Binarnyi-urok-preimushestva-ispolzovanija-v-prakticheskoi-dejatelnostihttps://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovaniihttps://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/05/Nauchnyj-doklad-L.A.-Rasskazova.pdf https://odiplom.ru/lab/innovacionnye-tehnologii-v-prepodavanii.html

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X