Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Рогачева Маргарита Львовна

ХОРЕОГРАФИЯ КАК ТИП ПОВЕДЕНИЯ РЯЖЕНЫХ

скачать документ

Вернуться назад

Рогачева Маргарита ЛьвовнаХОРЕОГРАФИЯ КАК ТИП ДВИЖЕНИЯ РЯЖЕНЫХ.«У ряженых поплясать, да поскакать - дело главное. Окрутникам весело, костюмы вещь второстепенная, лишь бы позволил хозяин поплясать».Часто поведение ряженых (окрутников) характеризуют «пляшут» и «скачут». Отсюда нетрудно сделать вывод о том, какое место в обрядовой игре занимает хореографический компонент. Атмосфера ряженья - это часть ритуальных действий, в которых в высшей степени значима атмосфера танца и пляски, пантомимы имеющих множество форм и смысловых граней. Драматическое начало в ряженьях выражена слабее, чем пантомима, которая в свою очередь и держится на хореографических приемах.В народных обрядах хореография проявляется в сольных, парных и коллективных плясках, хороводных движениях ряженых. Точнее - это хореографические фрагменты – вставки, связанные с разыгрыванием сюжета, или характеристикой отдельного персонажа.Наиболее отчетливо народная хореография проявляется в обрядах обхода домов (колядование) и посиделках. Как правило, и на святочных вечёрках, и в избе очередного хозяина ряженые появляются танцуя, пускаясь в пляску или прискакивая: «Залетять в избу, попляшуть, попоють. Ряженые приходють, кадриль, барыню спляшуть, потолкуться, попляшуть до седьмого пота. Поють частушки, выходють парами в кадриль и т.д.» В данном случае это хореография является, как бы, началом обрядового эпизода. Кроме массовых действий нередки случаи т.н. кривляния – хореографии подчеркнуто гротескного типа: наряженные поют и пляшут безобразно и изобретательно, совершенно соответствуя своим нарядам.Чаще всего это пластические движения комического свойства типа: «Медведем снаряжались. Кругом подпрыгивает по хате. Делает смешные движения, притворяясь, что пляшет. Они такие страшные, еще лучше танцуют, извиваются»; «Бабкой рядились, весь окрутится в белое, руки длинные сделает, привязав по полотенцу к рукам, а на голову корзину поставит. Длинный такой и вихляется по- разному. Дурно плясали, т.е. смешили». Важная деталь обрядовых плясок ряженых - высокие подскоки. «Кто бойчее, выделывал ногами такие антраше и так высоко, что ему говорили: - Ты, сударь не оченно больно ногами - то дрягай, а то, слышь, запутаешься в бороде. Ряженые плясали «кто во что горазд», но в их стихийной выдумке и импровизации, то нарочито смешной, то рассчитанной на испуг, и в самом деле ужасающей, рождалась довольно причудливая хореографическая партитура.Что же служило музыкальным сопровождением для танцующих? Отсутствие аккомпанемента в принципе ничего не меняло. Ряженые танцевали «по песне» - колядной, хороводной или плясовой. Метроритмическим сопровождением для них служили частушки и песни разных жанров. Известны даже случаи, когда окрутники, войдя в дом, плясали под перелицованную молитву: «Пожертвуйте на сальную свечу, Ивану Кузьмичу! Его - то мощи, лежать в осиновой роще, они там потеють, плясать не поспеють!» (Данный текст содержит нечто заклинания, магическое дейсвие против нечистой силы).Но, пожалуй, самой типичной «музыкой» ряженья являлся невообразимый шум. Это – звон чугунков и колокольцев; лязг лошадиной сбруи; грохот печной заслонки и железного ведра; треск, стук и скрежет многочисленными предметами быта.Вся эта шумовая стихия воспринималась как звуковая миссия, имитирующая природу: «музыку и напев грозы», «неистовый разгул весенней природы, с каким являлись облачные духи». Часто персонажи с ног до головы обвешивались колокольчиками, «шаркун привяжуть меж ног и звенять».Оглушительному и чрезвычайно нестройному миру звуков, который создают эти предметы, соответствует столь же буйный и малоорганизованный набор танцевальных движений. «Кто медведем, надев шубу наизнанку, кто чертом, вымазавшись сажей, берут сковороды, ухваты, кочерги и стогн стоит над деревней».Традиция танцевального начала ряженья отразилась и в особых словесных формулах: «Ряженные с гармонью ходят, разрешенья попросят - можно ли поплясать?» Во многих случая этот танцевальный тур завершался угощением ряженых. Танцуют ряженые и на прощанье, в конце танца спрашивая хозяев: «Пригласите ли на завтра потанцевать с вами? Хозяева отвечали: «Милости просим, приходите».Таким образом, хореография в ряженье играет весьма значительную роль. С одной стороны она является границей, между праздниками и повседневностью, с другой, выразительный жест и танец (пантомима) окрутника - это его язык, с помощью которого он общается, т.к. в маске он сохраняет инкогнито, что бы быть не узнаваемым. Изображая средствами пластики животных, птиц или людей ряженые стремятся не к точности их движений, а к комическому эффекту. Таким образом, танцевально - плясовой материал ряженых имеет две функции: 1) означает начало ритуального действия, 2) выражает специфику ритуальных персонажей.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X