Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Черезова Юлия Алексеевна

Методы и средства развития мышления у детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Методы и средства развития мышления у детей раннего возраста В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом, он еще долго будет постигать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития. По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте. Для успешного осуществления действия ребенку этого возраста необходимо, во-первых, тесное сотрудничество с взрослым (без него ребенок не в состоянии получить нужный ему, заинтересовавший его предмет, он не может сам прояснить для себя назначение этого предмета и возможности его использования). Во-вторых, ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца. В-третьих, малыш не в состоянии самостоятельно оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.Роль взрослого в ситуации предметного взаимодействия с ребенком этого возраста состоит в том, чтобы активно участвовать в действиях малыша, выступая попеременно то образцом, то партнером в совместных и разделенных с ребенком действиях. Только такого рода взаимодействия зарождаются важные составные части предметного действия: образ действия (общее представление о его назначении) и рисунок действия (конкретные приемы его исполнения). Формирование предметно-ориентированного отношения ребенка к миру и к себе как к части этого мира возможно только в ходе особого ситуативно-делового общения ребенка и взрослого. Взрослый постепенно вводит предмет как обязательный атрибут своего общения с ребенком, и оно обретает вид совместно выполняемого дела, где чисто коммуникативные моменты перемежаются практическими действиями и их невозможно разделить. Этап самоконтроля за исполнением деятельности — самый последний и самый важный в процессе ее становления. Малыш должен не только научиться самостоятельно или с помощью взрослого принимать цель предметной деятельности, умело подыскивать варианты ее реализации, но и понимать, соответствует ли его деятельность норме, предусмотренной для этого вида деятельности.Игра детей проходит свой, своеобразный путь развития. На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости — изучает ее физические свойства. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий, игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе использования предметов. Если же он показывает малышу, как нужно играть, открывает ему смысл сюжетной игры, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать. Вначале ребенок действует с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми продемонстрировал ему взрослый. Замещения в игре не появляются сами собой. Если взрослый не вводит их, не объясняет их смысла, малыш не овладевает ими и в дошкольном возрасте. Первоначально использование замещений носит чисто подражательный характер: ребенок употребляет только те предметы, которыми действовал взрослый. Как правило, так продолжается примерно до двух с половиной лет. Постепенно малыш начинает варьировать игру взрослого, вносить в нее элементы новизны.Следует подчеркнуть роль слова в развитии замещающих действий с игрушками. Вначале перенос действия с одного предмета на другой происходит на невербальном уровне: ребенок может осуществить замещение, но правильно назвать его еще не в состоянии. К концу раннего возраста действия с предметами-заместителями становятся более осознанными. Теперь уже не только предмет, находящийся в поле зрения ребенка, движет его поведением, но и замысел игры. Прежде чем произвести замещение, малыш формулирует для себя игровую цель. К трем годам некоторые дети играют уже настолько свободно, что могут отказаться от предлагаемого взрослым сюжета и развернуть собственный, диктуемый не ситуацией, а замыслом, позволяющим полностью переструктурировать поле восприятия. К этому же возрасту относится и появление элементов ролевого поведения.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X