Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Коркина Наталья Андреевна

Постановка и автоматизация звука Б.

скачать документ

Вернуться назад

Постановка и автоматизация звука Б.Коркина Наталья АндреевнаБДОУ г.Омска «Детский сад №32 комбинированного вида»Учитель – логопед.Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Виды и причины нарушения произношения.Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Б»:отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «отинок» и «утон», вместо «ботинок» и «бутон»;замена — когда ребёнок заменяет звук «Б» на «Ф», «В» или «М», например, произносит «фантик», «ванка» и «мулка», вместо «бантик», «банка» и «булка»;смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «пумага» вместо «бумага», и тут же вместо «пакет» говорит «бакет».Причинами неправильного произнесения звука часто являются:особенность строения артикуляционного аппарата;неразвитый фонематических слух;недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;плохая речь окружающих.Звук Б.Характеристика: звук [Б] — твердый звонкий согласный.Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).Упражнения для постановки звука.Постановка звука.1.По подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.2 .На базе звука П путем добавления голоса. Ребенок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.3. Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллельно ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.Артикуляционная гимнастика.Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.2. Для губ: «Трубочка», «Улыбка», «Надуть щеки», «Сдуть щеки»3. Для языка: «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», «Лошадка», покусывать язычок.4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.Развитие фонематического слуха.Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…Автоматизация звука.Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.Автоматизация твёрдого звука «Б» в прямых слогах:бо — ба — буба — бо — бубэ — бы — баАвтоматизация твёрдого звука «Б» в обратных слогах:абма — обма — убмаыбма — обма — ыбмаубма — эбма — обмаобма — абма — ыбмаэбма — обма — абмаабма — умба — обмаАвтоматизация твёрдого звука «Б» в интервокальной позиции:аба — обы — эбуэбэ — обо — убуобо — убу — ыбыаба — обо — ыбыобо — аба — ыбыыбы — эбэ — абаАвтоматизация твёрдого звука «Б» в слогах со стечением согласных:бру — бру — брубро — бро — бробра — бра — брабрэ — брэ — брэбрэ — бра — бробру — бро — браЗакрепление звука в словах: Звук в начале слова: БаБак, баба, бар, бас,  бал, баян, баня, бант, база, баян,  банан, батон, банка, башня, багаж, балет, балык, балка, балкон, бархат, баллон, басня, баланс, багор, баран, базар, барсукБоБой, бор, бот,  борт, борьба, бок, боб, бос, бой,  боты, бобр, боль, больной, бомба, бокал, боксёр, болонка, ботаника, боярышник, болтунишка, ботинки, Боря, борода, ботва, борьба, боярин, боцман, ;Быбык, быт, был, было, быль, былина, былинка, быстрина, былиночка, быстроногий, бычок.Звук в середине слова: БаЛюба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьбаБыгубы, зубыБохобот, альбом, соболь, забота, забор, работаЗвук в конце слова: Дуб, ромб, клуб, зоб, зуб, изгиб, погиб, боб, раб, лоб, сруб, клуб, куб, баобаб, столб, араб, прораб, Горб, хлеб, короб, сугроб, масштаб, грибЗакрепление звука в словосочетаниях и фразахУ Любы шуба. большой бант. У слона хобот. У Бори зубы. У Люба бананы. У брата блокнот. Брат бреется. обрадоваться брошке. Блины на блюдечке. На блузке брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест. Бабушка варила. За забором кабан. Собака лает. учить азбуку. вижу зебру. с быком бычок. обводить картинки. В альбоме башня. У Бори борода. получить багаж. В баке вода. На башне знамя. Бомба разрушила. В бору грибы. люблю бублики.Автоматизация звука в тексте1.Выучи стихотворениеЕжик и барабан.С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум!Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!И удары раздавались: бум-бум-бум!Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!               Г. Виеру2.Перескажи рассказКубики.     У Бори кубики с буквами. Боря собрал из букв слово «барабан», а потом убрал два кубика, и получилось новое слово.Какие кубики убрал Боря? (а и б)Какое слово получилось у Бори? (баран)Добавьте и вы два кубика к слову баран. Что получится? (баранка)Лесные музыканты.Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить: бум! бум! бум!!!Подошёл барсук с баяном:— Можно с тобой вместе поиграть?— Конечно, можно! — обрадовался баран.Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.— Нельзя ли потише? — просят звери.А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали ходить по лесам и со всех бублики да баранки требовать.— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!— «Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!»А у бегемота шкура толстая.— Бис, — бурчит, — браво! Бейте громче, ребята.Уж ребята били, били да оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(Г. Юдин)3.Реши задачуБоря с папой были в парке. Папа купил Боре 5 бубликов. Один бублик Боря отдал папе. А сам съел 2 бублика. Сколько бубликов осталось у Бори?Список литературы:1. Гальская Н. В.  «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь» 2. Герасимова А. С. , Жукова О. С. , Кузнецова В. Г. .«Логопедическая энциклопедия дошкольника».3. Егорова О. В.  «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет». 4. Зуева Л. Н.  «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф».5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. -- М.: АРКТИ, 2003. -- 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда).6.Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 96с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).7. Фомичева М. Ф.  «Воспитание у детей правильного произношения».

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X