Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Борисова Марина Петровна

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание несовершеннолетних - современные технологии и методики»

скачать документ

Вернуться назад

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края « Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»Доклад«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание несовершеннолетних - современные технологии и методики»подготовила: Борисова Марина Петровна2019 г. Актуальность: Формирование положительного отношения к родному краю является достаточно острой проблемой с точки зрения нравственно патриотического воспитания детей.Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России возвращение в педагогическую науку, практику категории духовности как ценностного основания образования детей становится очевидным. Современное воспитание детей актуализируется: «Нет, и не может быть школы... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль.Целью является создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.Задачи: социализация личности ребенка, через включение воспитанников в содержательную деятельность и осуществление педагогического сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и жизненного самоопределения детей;2. воспитание у каждого ребенка гражданских, правовых и нравственных качеств личности;3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;4. расширение сети дополнительного образования за счет включения объединений учебно-развивающего направления, максимального воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого мероприятия;5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в частности, профессии, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;6. формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни и содержательный досуг; сохранение и укрепление здоровья детей в образовательном процессе. Опыт работы показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.     Духовное воспитание, прежде всего, включает воспитание любви к искусству. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания детей, необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства родного края. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по приобщению детей к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечать государственные праздники, праздники народного календаря.     Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме педагог может раскрыть значение слова Родина, родной край, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети принимают участие в проведении народных обрядовых праздниках, лепят и рисуют народные игрушки, изучают народный фольклор, музыкальные произведения, танцы и традиции русского народа. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям. Духовно – нравственное воспитание детей станет успешным, если будет использован потенциал музейной педагогики. Современная музейная педагогика направлена на решение задач активизации творческих способностей и воспитание нравственно гармоничной личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы со школьниками, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Спектр музейной деятельности широк: экскурсионная работа, творчество детей, образовательная и воспитательная работа, методическая, консультационная работа, поисково-краеведческая работа, выставочная деятельность, мастер-классы и т. д. Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности Убедиться в этом помог проведённый в 2017 году в городе Южно – Сахалинск классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека проходит через: поисковую работу: акции «Знамя победителей», «Сто шагов к Великой Победе», «Народная Победа», «Открытка ветерану». Дети ищут материал о своих родственниках, которые воевали. 5 лучших рассказов детей входят в сборник «Невыдуманные рассказы  о войне».  В течение года ребята активно участвуют в поиске. В результате на сайте появляется виртуальный музей и создается «Книга памяти», которая пополняется новыми сведениями каждый год.  С каждым годом Великая Победа уходит все дальше в прошлое. Но память о ней должна быть сохранена нынешними и грядущими поколениями. Патриотическое воспитание детей осуществляется через проведение мероприятий, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, формированию духовно и физически  здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Проводится военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимают участие дети в возрасте 12 – 15 лет.  Для проведения игры приглашаются военнослужащие в/ч, которые не понаслышке знают, что такое воинский долг, мужество и отвага. Ребята проходят испытания по стациям: шифровка, тропа партизана, минное поле, стрельба, во время боя. Все великолепно справляются с заданиями и получают заслуженные награды. Проходят конкурсы и выставки поделок «Этих дней не смолкнет слава», «Мой папа самый лучший», а для победителей организуются  экскурсии в в/ч. Недавно в традицию вошло участие во Всероссийской акции - флэшмобе «День Победы», во время которой поется песня «День Победы» и дети запускают в небо воздушные шары белого, синего и красного цвета. Все мероприятия проходят под девизом «Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее!» Также в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом помогают информационно -познавательные часы. Они направлены на формирование привычки, жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём городе, стране и мире. Например, такой информационный час был проведен по теме «Мои знаменитые земляки», цель которого познакомиться с биографиями людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.      Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в учреждении,  помогает управлять процессом подготовки подрастающего поколения к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности детей. К эффективным средствам патриотического воспитания мы относим также дидактические методы и приемы. Среди них интересный метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы- символа), исследовательский метод (интервьюирование, социальные опросы и т. п. В методе художественного исполнительства для педагога на первый планвыступает информация об уровне эмоционального отношения детей кисторическому периоду или личности. Учащиеся изображают определенные детали, которые в их сознании ассоциируются с изучаемым периодом или конкретной личностью, используя подходящую цветовую гамму. Данный метод довольно сложный, требует от детей не только художественных способностей, но и творческого осмысления материала в разных аспектах: историческом, психологическом, философском. При этом степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного образа. Работа над эмблемой-символом ведет учащихся к более глубокому осмыслению деяний исторических личностей и сути событий особой национальной и исторической значимости. Соединяя интеллектуальный и творческий труд подрастающего поколения, эта работа развивает ассоциативное мышление, воображение, помогает зримо через образ-символ выразить не только суть явления, но и передать свое отношение к нему. При этом лучшие эмблемы воспринимаются как эстетически самоценные произведения. Заключение: Безусловно, учреждение должно принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,  несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ребенка. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.     Это и есть важнейшее условие успешного развития России.Список литературы:1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.2. Герлах И.В. Результаты регионального исследования «Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодёжи» // Наука и образование: новое время // 2016. № 4 (15). С. 39-41.3. Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю.П. Сокольников . - М.: Прометей, 2013. - 206 с. С. 55.4. Щуркова, Н. Е. Новые характеристики современного воспитания // Педагог. No 1. 2014. С. 15-205. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф.Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2015. — 576 с. — (Б-ка словарей Инфра-М).6. http://www.uchportfolio.ru Статья "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников: современные подходы"2017 г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X