Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Леонченко Марина Владимировна

Пальчиковые технологии- как средство здоровья сбережения и развития речи детей младшего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Пальчиковые технологии- как средство здоровья сбережения и развития речи детей младшего возрастаЛеонченко Марина ВладимировнаСтруктурное подразделение муниципального автономного учреждения Переваловской средней общеобразовательной школы (корпус 2) (СП МАОУ Переваловская СОШ корпус 2)ВоспитательЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию выступление на тему: «Пальчиковые технологии- как средство здоровья сбережения и развития речи детей младшего возраста».Я работаю над темой самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», поэтому хочу поделится опытом, какие технологии применяю по данному вопросу. Пальчиковые технологии — это вид здоровье сберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такие технологии способствуют развитию:осязательных ощущений;координации движений пальцев и рук;творческих способностей дошкольников.В своей работе я использую следующие пальчиковые технологии:Пальчиковые игрыПальчиковую гимнастикуСамомассажСуть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровье сберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Пальчиковы игрыВ своей работе я использую следующие игры:Игры при рисованииДержим кисточку вот так,Это трудно? Нет, пустяк!Вправо, влево, вверх и внизПобежала наша кистьЗакружилась как волчокЗа тычком идет тычок.Карандаш в руке катаю,Между пальчиков кручу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научуИгры с пластилиномПредлагаю с ними поиграть:Здравствуй, здравствуй, ручка!Как твои дела! (прямые движения вверх, вниз с ускорением)Здравствуй, здравствуй, ручка!Как же ты жила? (круговые движения по ладони вправо, влево)Мы пальчики погладим,Гладим, гладим, гладим. (Комочком пластилина прокатываем по каждому из пальцев)Мы пальчиками помнем. Мнем, мнем, мнемМы пальчиками пощиплем,Щиплем, щиплем, щиплем. (Действиями имитируем слова)И в кулачек сожмем.Будем тесто мы месить. (Мнем пластилин)Игры со счетными палочкамиНа занятиях предлагаю детям изобразить по образцу различные предметы, начиная с самых простых: дорожку (узкую, широкую, длинную, короткую, квадрат, треугольник, снежинку, лучи солнышка, лесенку после того, как малыш освоил правила игры (ровно складывать палочки, состыковывая их кончики) предлагаю изобразить более сложные предметы. Дети получают огромное удовольствие от процесса складывания и от полученного результата.Игры с бельевыми прищепками.Для работы с детьми среднего дошкольного возраста (от 3 лет до 5 лет) используются более сложные в работе бытовые предметы, как, например, прищепки. Их можно задействовать в игре в разных вариантах: нанизывать на бельевую верёвку и снимать; прикреплять на картонный круг в виде лучиков, на котором нарисовано солнышко; на нарисованном овале лица дедушки и папы делать волосы или бороду; нарисовать на плотном картоне сороконожку без ног и сделать их при помощи прищепок.Пальчиковые игры с мелкими предметамиПрименяю такие игры как: «сухой бассейн»«весёлые клубочки«Собери бусы»«Игры с крышками бутылок»«Игры с резинками» и другиеПальчиковая гимнастикаУпражнение: «Ладушки – ладушки»Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом)Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Детушкам давала.Хороши оладушкиУ нашей милой бабушки!Упражнение «Сорока – сорока»Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняютсяКашу варила, движения по ладони левой руки. ДействияДеток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчикиЭтому дала, (Мизинец)Этому дала, (Безымянный)Этому дала, (Средний)Этому дала, (Указательный)Этому дала. (Большой.)Упражнение "Как у нашего кота"Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)Шубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы.Глаза смелые,Зубки беленькие.Упражнение "Ладошки"Ладошки вверх, (дети выполняют движения, сопровождая ихЛадошки вниз, стихотворным текстом)Ладошки на бочок–И сжали в кулачок.Упражнение "Мальчик – пальчик"Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)Я на речке братьев мыл. (Моют ручки)С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)С этим братцем щи варил, (Средний палец)С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец)С этим братцем песни пел. (Мизинец.)Упражнение "Рисование" Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.1. Мы кружок нарисовали,Наши пальчики устали2. Мы черту нарисовали,Наши пальчики усталиМы руками потрясём,Рисовать опять начнём.3. Мы волну нарисовали,4. Точки мы нарисовали,Наши пальчики устали,Упражнение «Пальчик - пальчик»Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)Ножками топай, топай (2 раза)Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)Упражнение "Ёжик"Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)На клубочек он похож, (перед собой)У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)Упражнение "Сидит белка на тележке"Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Загибает:)Лисичке - сестричке, (Большой палец)Воробью, (Указательный палец)Синичке, (Средний палец)Мишке толстопятому. (Безымянный)Заиньке усатому. (Мизинец)пальчиковый самомассаж Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рукБольшой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.Дети любят всех зверей: (большой палец)Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)Пеликанов, журавлей, (средний палец)Бегемотов, соболей, (безымянный палец)Голубей и глухарей (мизинец)Меняем рукуИ клестов, и снегирей (большой палец)Любят горного козла (указательный палец)Обезьянку и осла (средний палец)Дикобраза и ежа (безымянный палец)Черепаху и ужа (мизинец). «Щелчки»Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он с силой падает вниз.Вариант 1На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)Вариант 2Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.Во дворе у братаБегали котята.Испугались щелчка –Разбежались кто куда!Самомассаж мячиками для Су-Джок терапииКатание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцуЯ катаю колобок,У него румяный бок,Круглый бок, румяный бок,Вот так чудо – колобок!Самомассаж бусинкамиКатание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-йКаждому пальчику я нарисую 1-й – 3-йПальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-йЦелых четыре веселых братишки 1-й – 5-йСмена рукиПятый братишка на голову ниже, 1-й -2-йТолько умишком и он не обижен. 1-й – 3-йДаже такое порою бывает: 1-й – 4-йМаленький всем четверым помогает! 1-й – 5-йСамомассаж шестигранными карандашамиКатание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.Покатаю я в руках карандаш немножко,Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.Самомассаж прищепкамиБерем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.1-ый вариантВот проснулся, встал гусенок,Пальцы щиплет он спросонок.Дай, хозяйка корма мне,Раньше, чем моей родне.2-ой вариантКусается больно котенок – малыш.Он думает: это не палец, а мышь.Но я же играю с тобою, глупыш,А будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш!»Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Пальчиковые игры и упражнения –это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывает чувство уверенности в себе, что позволяет успешно реализовывать программу воспитания «Мозаика» нашего садика. Используемая литератураМ.С. Рузина « Страна пальчиковых игр».- М.: Кристалл, 2000 г.Л.Ф. Климанова «Уроки веселого карандаша». – Тула: “Родничок”, 2001г.В.В. Абраменко  «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком». – М., Лепта Книга, 2008г.М.М. Безруких «Тренируем пальчики» . – М.: ООО “Дрофа”, 2000г.А.Е. Белая « Пальчиковые игры». - М.: “Астрель”, 2001г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X