Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Песков Максим Петрович

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету Специальность (балалайка) для учащихся 1 – 8 (9) и 1-5(6)

скачать документ

Вернуться назад

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету Специальность (балалайка) для учащихся 1 – 8 (9) и 1-5(6) классов музыкальных отделений Детских школ искусств и Детских музыкальных школПесков Максим ПетровичМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей г.о. Самара «Детская школа искусств №21» (МБУ ДОД г.о. Самара ДШИ №21)ПреподавательОбучение в классе балалайки принадлежит к числу специальных дисциплин и играет важную роль в подготовке учеников по программе «Народные инструменты».В дополнительной предпрофессиональной программе «Народные инструменты» предусмотрен учебный предмет «Специальность», который подразумевает овладение инструментами, представленными на народном отделении ДЦМШ: домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара. Появление учебно-методического комплекса «Балалайка» является целесообразным, т.к. обучение на каждом инструменте имеет свою специфику обучения.За период обучения учащийся осваивает весь комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков, которые могли бы стать крепкой основой для успешного самостоятельного музицирования, после окончания школы, а для наиболее одарённых – для последующего обучения в музыкальном училище.Срок освоения учебной программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте от 6,5 до 9 лет, составляет 8(9) лет. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, срок освоения программы составляет 5(6) лет. Для детей, не закончивших основного общего образования или среднего общего образования в общеобразовательной школе и планирующих поступление в профессиональные музыкальные учреждения, срок обучения может быть увеличен на один год. Обучение детей в классе балалайки осуществляется по 5(6)-ти и 8(9)-летнему сроку обучения и интегрируется с уроками сольфеджио, музыкальной литературы, занятиями в классе оркестра, ансамбля, хора.Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на балалайке.Целесообразно проводить наборы учащихся, начиная с 9-10 летнего возраста, предлагая 5-6 летний срок обучения. Дети до этого возраста могут получить музыкальную подготовку в специальных подготовительных группах.Программа, рассчитанная на 5 (6) лет, является гибким документом, дающим возможность дифференцированного подхода к обучению различных по данным и возрасту учащихся.Детям в возрасте 7-10 лет рекомендуется начинать обучение по 8-летней программе, которая адаптирована на детей младшего возраста, с учётом их как физического, так и умственного развития. Это более углублённая и расширенная программа, дающая возможность дальнейшего музыкального образования.По желанию, а также в случае острой необходимости (невыполнение требований программы), допускается перевод с 8-ми на 5-летнюю программу, но и, наоборот (с 5-ти на 8-летнюю) по желанию учащегося и заявлению родителей, которое рассматривается на заседании ОНИ и согласовывается с преподавателями теоретического отделения. Возможен также перевод и на хозрасчётное отделение.По окончанию школы учащийся по желанию может продолжить своё обучение в классах профориентации (VI или IX классы), написав заявление в учебную часть.Цель данной программы - Воспитание музыканта-любителя на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры путём формирования профессиональных знаний и умений, духовное, нравственное развитие личности. В программе стоит ряд задач:образовательные задачи: пробудить в ребёнке интерес к музицированию, сформировать технические и артистические навыки, научить ребёнка разбираться в жанрах, стилях, подготовить к бытовому и сценическому музицированию, развить навыки игры в ансамбле. Формирование устойчивых музыкальных представлений, знаний основного репертуара народной музыки;развивающие задачи: развить способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным, развить музыкально-образное мышление, слух, творческие способности развить вкус, самостоятельность суждений; воспитательные задач: воспитать в ребёнке высокую избирательность активного слушателя, навыки публичных и сценических выступлений.Осуществление цели и задач возможно на основе дифференцированного подхода в обучении к различным по данным и возрасту учащимся.Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.В первые годы обучения, наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока, возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.В результате обучения учащийся должен продемонстрировать определённые программой профессиональные знания и умения игры на инструменте Приобретаемые за годы обучения знания и умения, такие, как техническая оснащённость, выдержка и охват при исполнении произведений, музыкальность, самостоятельность мышления, ориентация в форме, стиле и жанре исполняемых пьес, чувство ансамбля с концертмейстером, навыки свободного сольного исполнения каденций и т. д. постоянно развиваются и совершенствуются на всё более усложняющемся материале. Учащийся должен быть в курсе требований, предъявляемых к различным формам его работы.Чаще всего оцениваются публичные выступления ученика на академических концертах, зачётах, конкурсах, экзаменах, где им исполняются наизусть произведения крупной формы, кантилена, обработка народной темы или песни, виртуозное произведение или этюд, произведения русских и зарубежных композиторов, ансамбли. Помимо публичных выступлений существуют контрольные уроки, проводимые в классе в присутствии приглашённого педагога. В этой форме сдаётся самостоятельная работа, гаммы, чтение с листа, где степень завершённости того или иного произведения (обычно сдаётся два разнохарактерных произведения) может быть различной. Учащийся должен знать определённо задачи, поставленные в каждом из исполняемых произведений и критерии выставления оценок за выступление.Чтение нот с листа - необходимое звено в процессе воспитания и обучения музыканта-любителя, формирование важного для него навыка. Рекомендуется заниматься чтением - с I класса, уделяя этому на каждом уроке по несколько минут, изначально давая подготовительные упражнения, помогая ученику в разборе и анализе текста. Чтение с листа не может опередить развития технических навыков, не может быть сложнее изучаемой учеником литературы, но в свою очередь оно расширяет аппликатурные навыки, развивает находчивость. Систематическое развитие навыков разбора нотного текста и чтения с листа должно быть органической частью работы в классе по специальности.Для свободного выражения художественного замысла и гармоничного развития музыканта-исполнителя необходима техническая оснащённость, которая приобретается в процессе работы учащихся над различными видами конструктивного материала - гаммами, арпеджио, аккордами, упражнениями, этюдами. Чтобы трудиться продуктивно над этим часто малоинтересным в художественном плане материалом, ученик должен осознавать его назначение, необходимость и, в конечном результате, пользу. Работа над исполнением штрихов, форшлагов, трели и других элементов должна продолжаться в течение всего периода обучения, при этом важно помнить, что элементы техники игры на балалайке - средство выявления сущности исполняемых произведений; эффект приносит не количественное нагромождение упражнений, а качественная их проработка. При работе над гаммами и упражнениями следует добиваться ровного звучания, устойчивого ритма, чёткости, свободной смены позиций. Смена позиций - особое средство выразительности, один из существенных элементов техники балалаечника. Важно воспитать культуру игровых движений учащегося, неразрывно связанную с выработкой мышечной свободы, работать с ним над совершенствованием технических навыков левой и правой рук, установить между ними координацию.Приступая к систематической работе над гаммами и арпеджио, обучение необходимо направлять на развитие у учащегося ясного представления о характере звука. Самое главное - выработать умение внимательно слушать и контролировать качество извлекаемого звука, правильность двигательных навыков. Звук должен быть красивым, чистым, тёплым, без призвуков.Гамма, арпеджио и аккорды должны исполняться в едином темпе от начала и до конца, полезно использовать и различные ритмические варианты. Необходимо ощущать соотношение различных длительностей, сильных и слабых долей метра;Изучение штрихов legato и staccato, производных от них штриховых разновидностей очень полезно проводить на материале гамм с самых первых шагов обучения.При работе над гаммами и арпеджио в различных темпах совершенствуются основные приёмы игры, техника смены позиций, развивается беглость и чёткость в игре, закрепляется ощущение свободы игрового аппарата.Очень важно дать ученику ясное представление о значении динамики, о соотношениях р и f, mp и mf, cresc. и dim. и т. д. Поэтому гаммы и арпеджио нужно играть в различных нюансах, постоянно варьируя динамику.После успешного овладения основной гаммой, следует переходить к ритмическим вариантам её исполнения и к освоению трезвучий.В этот период обучения очень важны правильность постановки рук учащегося, качество звука (точность штрихов), чёткость ритмического исполнения (стремление к сильным долям метра), а также умение самостоятельно построить гамму.В работе над техникой балалаечника большое место отводится этюдам, позволяющим совершенствовать разнообразные исполнительские приёмы. В них отрабатываются всевозможные ритмические рисунки, чередование приёмов применительно к ритму, движению и характеру исполняемой музыки, оттачиваются переходы в разные позиции, ведётся дальнейшая работа над качеством звука.При подборе этюдов должна преследоваться определённая цель: отработка неосвоенных видов техники, исполнение трудных вариантов аппликатуры, тренаж сложных приёмов, ритмов, мелизмов (трель, форшлаг, мордент и т. д.)Рекомендуется играть этюды на; разные виды техники и приёмы игры, дифференцированно подходя к проблемам каждого учащегося. Наряду с этюдами, написанными непосредственно для балалайки Е.Г. Блиновым, П.И. Нечепоренко, Ю.Н. Шишаковым и др., возможно и целесообразно использовать и переложения этюдов К. Черни, А. Лемуана, JI. Шитте, Г. Беренса и др.На зачётах и экзаменах в году учащимися всех классов, кроме первых и выпускных, исполняются два этюда (по одному в полугодие: на техническом зачёте в декабре и на переводном зачёте или экзамене, где возможна замена виртуозным произведением), остальные сдаются в классном порядке. В первом и выпускных классах на экзамен выносится один этюд.В работе над произведениями крупной формы развивается исполнительская воля, умение охватить большой объём, форму, понять драматургию построения, формируется ритмическая и темповая устойчивость.Произведения крупной формы, как правило, играются в старших классах и публично исполняются на переводных зачётах и экзаменах (обязательное исполнение на выпускном экзамене). В младших классах это могут быть: несложные вариации, части сонатин, сонат.Произведения зарубежных композиторов расширяют музыкальный кругозор юных исполнителей. Смешно было бы думать, что кто-то из иностранцев всерьёз решил написать произведение для балалайки - конечно же, это переложения. А значит, работая над произведением нужно узнать: в какой стране, в какую эпоху было написано произведение. Ну и не плохо бы знать наверняка: для какого инструмента оно писалось изначально, чтобы как можно точнее передать содержание и характер произведения.В народной инструментальной музыке обработки народных песен следует отнести к программному виду искусства. А поэтому, играя обработки народных тем, важно чётко знать и представлять музыкальный образ. Любой жанр бытовой музыки всегда связан с жизнью и традициями народа. Если это танец, хоровод например, то подразумевается картина народного праздника, веселья.Обработки народных песен – основа репертуара балалаечника. В работе над обработками развиваются технические способности, оттачиваются приемы звукоизвлечения, формируется исполнительская свобода, артистизм, темповая независимость.В процессе работы над кантиленными пьесами активно. развивается слух учащегося, направленный, прежде всего, на качество звукоизвлечения, певучести, протяжности, обращается внимание на соотношение элементов фактуры, отрабатываются приёмы звукоизвлечения.Выдающийся скрипач Д. Ойстрах писал: "Нередко самый выразительный материал, обычно составляющий тематический стержень произведения, остаётся недоработанным, неотшлифованным, а между тем кантилена, мелодия, пение являются одним из труднейших видов скрипичной техники" И это сказано о скрипке, на которой извлечение звука смычком даёт непрерывно льющийся звук, чего не может дать балалайка при игре tremolo. Следовательно, добиться выразительного, красивого, поющего звука на балалайке из-за специфики этого музыкального инструмента ещё сложнее. Поэтому на мелодический материал произведений нужно обращать самое серьёзное внимание.Для содержательного исполнения мелодической линии важно осмыслить характер музыки, понять её развитие, начиная от больших построений до самых маленьких (фраз). Между отдельными построениями надо делать цезуры - дыхания.Занятия с учащимися ансамблевой игрой - ступень для их подготовки к оркестру. Ансамбль повышает интерес ребят к музыке, расширяет их музыкальный кругозор. Совместная работа способствует формированию у учащихся необходимого для их будущей музыкальной деятельности чувства товарищества; развивает полифонический слух, умение передавать мелодию от партии к партии, соблюдать общность ритмического пульса, добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания. Программой рекомендуется заниматься ансамблем с первого класса. Пьесы могут исполняться с педагогом или учащимся, по нотам и наизусть.Дуэты и трио проверяются на контрольных уроках, по желанию и степени подготовки могут выноситься на зачёты и экзамены. Ансамбли, составом большим трио, выделяются как отдельный предмет "Ансамбль", на который выделяется по 0,5 часа на участника в; неделю. Помимо проверки ансамблистов на контрольном уроке в декабре, в марте ансамбль играет на отчётном' концерте отдела или на школьном фестивале ансамблей, если он проводится, где и выставляется оценка.Самостоятельная работа - это важнейший аспект в работе над навыками, необходимыми в формировании музыканта-любителя.Эта форма работы предлагается учащимся II - VII классов. Для самостоятельного разучивания им даётся по одному произведению репертуарного списка в каждом полугодии, которые могут быть на один-два класса ниже. На этом материале ученик должен уметь применить все свои знания и навыки на практике, что в дальнейшем поможет самостоятельному музицированию.Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами. Наряду с урочной формой, могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т.д.На контрольном уроке исполняется два произведения, степень подготовки которых может быть различной: исполнение, близкое к концертному, игра наизусть, по нотам и т.д. В зависимости от качества исполняемых произведений приглашённым педагогом выставляется оценка, которая фиксируется в индивидуальном плане учащегося, где отмечается выполнение (или частичное выполнение) программы первого полугодия.Количество музыкальных произведений, изучаемых в году, и зачётов, проводимых на отделе, даётся в годовых требованиях. Следует учитывать, что степень завершённости того или иного музыкального произведения различна, так как некоторые произведения готовятся учащимися для исполнения на академических и открытых концертах, другие исполняются в классе или их просто проходят в качестве ознакомления. Всё это обязательно фиксируется в индивидуальном плане.В годовых требованиях даётся необходимый для всех учащихся минимум. Следует учитывать, что публично дети должны играть наизусть в зале. Снижение программы переводного или выпускного экзамена на один класс возможно лишь частично.Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Рекомендуемая методическая литература.1. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,19832. Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре.М., 19753. Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,19794. Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,19755. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е.М., 61991Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,19847. Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,19628. Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970Список использованной литературы:1. Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского.М.,19862. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,19833. Очерки по методике обучения игре на скрипке – сборник статей/общая ред. М. Блока. М.,19604. Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №85. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: книга для учителя./Сост. В. Викторов.-М:Просвещение,1981 Статьи: «С мыслью о Сухомлинском», «О творческом начале», «Композитор и музыка для детей», «Большой резерв в педагогическом арсенале»6. Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах (из опыта работы) М., 19907. Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 19978. Пересада А. Справочник балалаечника. М.,197710. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства/ред.-сост. А. Алексеев. М., 19859. Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М.,198611. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X