Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Елена Евгеньевна Михайлова

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в образовательной деятельности

скачать документ

Вернуться назад

Елена Евгеньевна Михайлова, старший воспитатель Наталья Владимировна Денисова, воспитательМАДОУ «Детский сад № 61»г. Великий Новгородт: 89082930307mikhailovaelena72@mail.ruПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников в образовательной деятельности «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»Л. С. Выготский Опираясь на требования к содержанию образования, должно быть переориентировано содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, в процессе которой дошкольники могли бы обнаруживать новые знания самостоятельно, используя творческий и исследовательский поиск. В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Ребенок-дошкольник изначально является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности, направленной на открытие нового. Основная цель исследовательского обучения – это формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность в начале учебного года проводится мониторинг по интегративным областям, в результате которого у детей:- качественно снижены показатели логического мышления,- с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления,- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации,- испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в представляемом опыте работы. Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Также стоит вопрос о недостаточности методических разработок в исследовательском методе обучения, затруднения в практической деятельности педагога, так как нет системного применения в процессе развития и обучения исследовательских методах. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую дает воспитатель. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Что такое познавательно - исследовательская деятельность?Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников включает в себя опыты, эксперименты и исследования.Опыты, эксперименты, исследования – это одно и то же, или это все - таки разные виды детской деятельности? На эти вопросы вы получите ответы, а также узнаете, чем отличается организация и методика проведения опытов и исследований с детьми дошкольного возраста.Что этоМотивацияГипотезаХод деятельностиОпыт• это наблюдение, которое проводится в специально организованных педагогом условиях;• целенаправленные действия, при успешной реализации которых подтверждается, или опровергается гипотеза взрослого;• это основной метод исследования со специальным оборудованием, подготовленным взрослым.Воспитатель:У нас закончился клей, а нам надо подклеить книгу. Воспитатель:Клей можно приготовить из муки и воды.1. Воспитатель делает клейстер. Дети наблюдают2. Дети из приготовленного педагогом клейстера пробуют подклеить книгуЭксперимент • это планомерное проведение наблюдения (сов.энциклопедический словарь);• особый способ практического освоения действительности, направленный на создание педагогом таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях;• это метод исследования и обучения, тот же самый опыт, но с постепенным усложнением, с использованием проблемных ситуаций, осуществляемый детьми по инструкции взрослого, в управляемых условиях для подтверждения гипотез.Проблемная ситуация: Воспитатель «Ребята у нас оторвалась обложка от книги, а клей закончился, чем можно подклеить обложку?»Воспитатель:«Клей можно приготовить из муки и воды». Дети предлагают различные способы склеивания книги.Воспитатель:«Ребята я предлагаю вам самим изготовить клей”. 1.Педагог создает условия для создания клейстера - мука, вода, баночки, рецепт 2.Управляет процессом3. Дети изготавливают клейстер4. Ремонтируем книгуИсследование•это (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов;•это научный процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; •это метод, который даёт большой образовательный эффект, но лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, который создаёт условия для формирования умений и навыков путём упражнений; •это путь к знанию через собственный поиск;•это вид активности ребёнка, направленный на поиск объективной информации, обустройстве окружающего мира, путём личного практического экспериментирования с объектом исследования (А.Н. Поддьяков)Проблемная ситуация: Воспитатель:«Ребята у нас порвалась книга. Что будем делать?»Гипотезы детей- Надо подклеить (Ваня)- Маму попросить купить новую (Тая)- Выбросить (Пётр)- Ничего не делать, пусть будет так (Маша) В процессе обсуждения пришли к выводу, что книгу попробуем отремонтироватьКак?Гипотезы детей:- Сшить (Настя) - Скрепить стиплером отдельно по листочкам (Андрей) - Разрезать на картинки и создать новую книжку (Соня)- Склеить скотчем (Миша) - Присоединить пластилином (Милана)Дети пробовали отремонтировать разными материалами книгу.- У нас получилось (Юля).Алгоритм действия для осуществления исследовательской деятельности:1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы)2. Выдвижение гипотез (предположение догадок, попытка предвидеть события – чем больше гипотез, тем лучше, вариативность)3.Поиск и предложение возможных вариантов решения4.Экспериментирование (фиксация, наблюдение…)5.Умозаключения, выводы, сделанные на основе экспериментов6.Возможные пути дальнейшего изучения и подтверждения гипотезы:(сбор материалов, опыт взрослых)ОпытЭкспериментированиеИсследованиеЦельСпособствует формированию у детей познавательного интересаРазвитие умения ребёнка взаимодействовать с исследуемым объектом в “лабораторных” условиях как средствами познания окружающего мираФормирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуреМатериалВзрослый готовит демонстрационныйВзрослый готовит раздаточный материалДети материал подбирают самостоятельноДействия педагогаПедагог демонстрирует и проводит непосредственно опытПедагог создает конкретные условия и даёт инструкциюНаблюдает, записывает гипотезы (разные варианты)Действия детейНаблюдают и делают по показу взрослогоСовместно с педагогом дети выполняют инструкцию в специально созданных условияхСамостоятельная работа детей с фиксацией и выводами

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X