Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Рулёва Анастасия Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшей группы детского сада «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД"

скачать документ

Вернуться назад

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшей группы детского сада «ЮНЫЙ ПЕШЕХОДАвтор: Рулёва Анастасия Анатольевна Филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхне-Матигорская средняя школа» - Детский сад №30 «Ромашка» (МБОУ «В-Матигорская СШ» - Детский сад №30 «Ромашка»)Архангельская область, Холмогорский район, д. ХарловоСтарший воспитатель 1. Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный пешеход» для детей старшей группы детского сада (далее – Программа) разработана на основе нормативно-правовых документов: Конвенция о правах ребёнка;Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ;Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 2020;Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020г.;Санитарные правила и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021г.Актуальность ПрограммыНеобходимость осуществления работы в образовательной организации по формированию безопасного поведения в дорожной ситуации обусловлена требованиями нормативно-правовых документов. В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ в гл. 2 ст. 4 «Основные принципы охраны здоровья» обозначен приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяет полномочия осуществления мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения. В ст. 41 ч. 1 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ указано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев с обучающимися. Согласно требованиям ФГОС ДО в содержание образовательного процесса должны быть включены вопросы сохранения и укрепления здоровья, формирования эколо-ической культуры, безопасного образа жизни. Кроме того, в соответствии со Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р, одной из основных задач по реализации направления, связанного с изменением поведения участников дорожного движения, является разработка и реализация специальных, в том числе образовательных программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. В связи с этим возникает необходимость освоения педагогическими работниками знаний по вопросам организации профилактической работы по формированию безопасного поведения детей в дорожной ситуации.Ситуация в сфере безопасности дорожного движения в Российской Федерации вызывает серьезную тревогу. Проблемы дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского, актуальны и для Архангельской области. Основная причина совершения большинства дорожно-транспортных происшествий в нашем регионе — «человеческий фактор». Более 90 % ДТП происходит по причине несоблюдения требований Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств. Доля происшествий, причинами которых являются нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов, составляет около 10 %, при этом именно пешеходы являются самой уязвимой группой участников дорожного движения. Основными факторами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по неосторожности детей, являются: переход проезжей части в неустановленном месте, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом, управление транспортным средством по дорогам до достижения установленного возраста. В отличие от взрослых, дети, у которых физические функции ещё находятся в процессе становления, не могут в полной мере ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения. Они порой не в состоянии точно оценить дистанцию и скорость движения транспорта, вовремя совершить маневр или уступить дорогу, что обуславливает их уязвимость. Проблема усугубляется малыми размерами тела ребенка, в результате чего он менее заметен на дороге, а в случае дорожно-транспортного происшествия риск повреждения жизненно-важных органов от удара элементами конструкции транспортного средства выше, чем у взрослых. Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Поэтому обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который педагоги должны донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.    Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.Вид программы по уровню разработки – модифицированная. Вид программы по уровню организации процесса – интегрированная.Тип программы – общеразвивающая программа дополнительного образования.Направленность программы – социально-гуманистическая.Срок реализации Программы: краткосрочная (2 месяца).Уровень реализации – ознакомительный.Категория обучающихся – воспитанники старшей группы детского сада. Возраст детей – 5-6 лет.Психофизиологические и возрастные особенности поведения на дороге и восприятия детьми 5-6 лет дорожных ситуацииДошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика — всё это пути и способы исследования окружающего мира.Часто в дорожно-транспортные происшествия попадают дети, которые не знают основных Правил дорожного движения, а также причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улице.Возрастные особенности зрительного анализатораСледует отметить, что центральное или форменное зрение у детей развивается постепенно и дифференцированно. По данным отечественных детских офтальмологов Л. А. Григорян, Е. И. Ковалевского, В. И. Сердюченко и, острота зрения, равная единице, обнаруживается у 5–10 % детей в возрасте трех лет. У детей семи-восьми лет она отмечается в 45–55 % случаев. Острота зрения — величина непостоянная. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (болезнь, утомление, плохое освещение и др.) она может понижаться. В этой связи важно учитывать, что дети, имеющие пониженную остроту зрения, плохо различают мелкие детали, недостаточно дифференцируют линейные и угловые величины, смешивают сходные по форме изображения и предметы, с трудом различают линии в тетрадях и обозначения на географических и исторических картах. Цветоощущение, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать всё многообразие цветов в природе и искусстве. Бинокулярное, или пространственное, зрение — это способность видеть двумя глазами одновременно, при этом рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое. Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, заметно улучшаются зрительные функции: повышается острота зрения, расширяется поле зрения. Формируется бинокулярное зрение только к 7–15 годам.Возрастные особенности слухового анализатораРазвитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к моменту рождения. Восприятие звука возможно ещё в период внутриутробного развития. Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослого — от 16 000 до 20 000 Гц. При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму, а выше 100 дБ — болезненно сильному шуму. Возрастные особенности восприятия цвета Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Мышление ребенка образно и конкретно. Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств, используя которое дети могут передать свое отношение, свои чувства к объекту. Так, жёлтый цвет производит теплое впечатление и формирует благодушное настроение. Синий цвет — холодный и темный. Поэтому синие фигуры кажутся более удаленными. Красному приписывается достоинство и серьезность. Ещё одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «желтое солнце», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами, значит, улучшается ориентация в пространстве, и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена.Однако есть объективное воздействие цвета на человека, подтвержденное экспериментальным путем, оно зависит от количества, качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола. Непосредственным физиологическим действием на весь организм объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.Таким образом, необходимо с раннего возраста обращать внимание и называть различные оттенки цветов, а также включать в задания для ребенка способы обследования предметов и окружающей среды с выделением цветов или же сравнения цветов. Средством формирования цветоощущения служат наблюдения вместе с детьми за явлениями и предметами окружающего мира. Затем можно вводить дидактические игры и задания на определение цветов, давать детям творческие задания, где будут акценты на цветовую гамму.Особенности восприятия времени и пространства Восприятие времени и пространства формируется у детей достаточно долго. Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими ещё не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны. По этой же причине ребенок пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр. Далее рассмотрим возрастные особенности восприятия старших дошкольников:1. Доминирование зрительных ощущений: шестилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому им так важно видеть то, о чем им рассказывают.2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и им ещё предстоит совершенствоваться.3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни.4. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шестилетний ребенок в состоянии ставить себе задачу и осознанно стремиться к её выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.5. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.6. Ещё одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе.Осуществляя с детьми воспитательную работу в области профилактики безопасности в дорожной ситуации, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детского организма. Работа не должна сводиться только к однозначности трактовки понятий «это можно, а это нельзя», задача педагогов и родителей — сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры и на площадках по ПДД.Цель и задачи ПрограммыЦель Программы: формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на дороге и в транспорте.Задачи Программы:Обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность, и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах.Формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально значимой сфере. Особенности организации образовательного процессаПрограмма рассчитана на 2 месяца. Одно занятие в неделю продолжительностью 25 минут. Всего 8 занятий.Форма организации занятий – подгрупповая.Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с планом работы по Программе. Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах строится с учётом общедидактических принципов обучения:принцип последовательности — обучение детей в дошкольных организациях правилам безопасного поведения на дороге должно продолжаться с соблюдением преемственности в содержании на всех последующих образовательных ступенях; принцип наглядности — дети должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию (в качестве наглядности могут выступать картинки, фотографии, схемы, чертежи, буклеты, памятки и др.); принцип деятельности в единстве мотивационно-целевого, содержательно-процессуального, результативно-оценочного компонентов — включение обучающихся в игровую, познавательную и поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции по вопросам безопасного поведения; принцип интеграции — интегративность видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе (игра, общение, двигательная активность, музыкальная деятельность и др.); принцип дифференцированного подхода — создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, в определенном темпе и объеме, с учетом специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе; принцип индивидуализации — учет индивидуальных, психофизиологических особенностей личности детей при включении в различные виды деятельности, раскрытие потенциала и способностей воспитанников; принцип событийности — наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются сами дети (праздники, фестивали и др.); принцип успешности — создание условий для мотивации достижения успеха в деятельности для общего позитивного жизненного тона; принцип взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных организаций (образования, здравоохранения, общественных организаций), ведомств (Госавтоинспекция) и семьи. Формы и методы проведения образовательной деятельности.Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.Во время занятий педагог обращается к методу рассказа, когда  нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.Метод беседы педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).                                                                                    Метод решения проблемных ситуаций предполагает активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению под руководством педагога, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения. Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.Моделирование дорожных ситуаций вводится для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий. Позволяет приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.Экскурсии.  Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д. На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.                                            Ожидаемые результаты освоения ПрограммыК концу обучения ребёнок может:Соблюдать правила передвижения пешехода, велосипедиста.Соблюдать правила безопасного поведения в автотранспорте: ремень безопасности, детское удерживающее устройство. Знать алгоритм перехода проезжей части.Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».Знать историю появления ПДД.Различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объяснять их назначение.Понимать значения сигналов светофора. Знать историю возникновения светофора. Знать виды светофоров: транспортные и пешеходные.Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Жилая зона», «Пешеходная дорожка», «Подземный переход», «Надземный переход», «Парковка», «Парковка для инвалидов», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и/или троллейбуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Парковка (парковочное место)», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».Знать жестовые сигналы регулировщика. Содержание ПрограммыУчебно-тематический планНоябрь:1 занятие. Тема: «Кто есть кто на дороге» (1 час).2 занятие. Тема: «Безопасный перекресток» (1 час).3 занятие. Тема: «Как устроен светофор» (1 час).4 занятие. Тема: «Моя дорожная грамота» (1 час).Декабрь:5 занятие. Тема: «Улица полна неожиданностей» (1 час).6 занятие. Тема: «Работа сотрудника ГИБДД» (1 час).7 занятие. Тема: «Мы пассажиры» (1 час).8 занятие. Игра- викторина «Знаки на дорогах»(1 час).Итого8 занятий2.2. Содержание учебно-тематического планаНоябрь:1 занятие. Тема: «Кто есть кто на дороге».Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила. Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах.2 занятие. Тема: «Безопасный перекресток».Дополнить представления детей о движении машин и пешеходов на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом и нерегулируемом перекрестках.3 занятие. Тема: «Как устроен светофор».Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры4 занятие. Тема: «Моя дорожная грамота».Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков. Учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.Декабрь:5 занятие. Тема: «Улица полна неожиданностей».Учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части и во дворе.6 занятие. Тема: «Работа сотрудника ГИБДД».Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить знаний о значении его жестов; воспитывать у детей внимательность.7 занятие. Тема: «Мы пассажиры».Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, познакомить с правилами поведения в общественном транспорте и на остановке.8 занятие. Игра-викторина «Знаки на дорогах».Определить, как дети усвоили правила безопасности дорожного движения; уточнить знания о сигналах светофора; о работе сотрудников ГИБДД. Развивать у детей внимательность.Организационно-педагогические условия реализации ПрограммыМатериально-технические условия реализации ПрограммыЗанятия проводятся в группе и на улице (на площадке с дорожной разметкой). Материально-техническое обеспечение:Проектор, экран.Ноутбук.Магнитофон.Макет перекрестка.Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».Дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».Схемы жестов регулировщика. Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.Учебно-методическое и информационное обеспечение ПрограммыДанилова Т.И. Светофор. Программа по обучению детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. – М.: ТЦ Сфера, 2008.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: ТЦ Сфера, 2004.Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X