Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Березкина Валентина Вячеславовна

«Личностно-творческий компонент профессионально – педагогической культуры в контексте современных требований дополнительного образования»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»РЕФЕРАТТема:«Личностно-творческий компонент профессионально – педагогической культуры в контексте современных требований дополнительного образования» Реферат подготовил: Березкина Валентина Вячеславовна Должность: Педагог дополнительного образования Место работы: МАУ ДО «ЦДО»2021 г.г. Ревда, Свердловская обл.Российская ФедерацияВ современном обществе быть образованной, мобильной, динамичной, конструктивной личностью просто необходимо. Особенно ценно такое сочетание профессиональных и личностных качеств в деятельности педагога дополнительного образования детей. Педагог дополнительного образования должен быть не только настоящим специалистом в области определенного вида творческой деятельности, но и обладать способностью к эмпатии, умением выстраивать личностно-равноправные отношении с детьми. Основными характеристиками профессиональной компетентности педагога дополнительного образования являются: активность, ориентированная на реализацию своего Я; активность образовательная, обеспечивающая профессионально – личностный рост педагога дополнительного образования; способность к педагогической рефлексии; стремление к профессиональному совершенствованию; гармоничное единство ценностных установок и психолого – педагогической подготовки. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение достигает стабильно высоких результатов в развитии воспитанников. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, преобразования педагогом дополнительного образования своего внутреннего мира, приводящие к его творческой самореализации в профессии, составляют психологическую сущность повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. [3]Цель данной работы раскрыть личностно – творческий компонент профессионально – педагогической культуры в контексте современных требований дополнительного образования.В современной науке творчество многими исследователями рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры. Проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н.А.Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, он считал, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом человека, Н. А. Бердяев видел его гениальную природу: "Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня". Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры - в объективной реальности.Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. [6]Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Заг-вязинский, Н.Д. Никандров): оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач; отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности педагога позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности; сотворчество педагога с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности; зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества; умение педагога управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск. Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов педагогической деятельности.[5]Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества, выделенные А.Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. По мнению Ш. А. Амонашвили деятельность педагога, заключающаяся в особых мотивах и способах общения старшего с младшим, требует специфического образования, культуры и особых умений. Такой учитель сможет стать для детей своим человеком, сможет понять их, войти в их внутренний мир. Если же со всем этим совпадут соответствующее внутреннее призвание к учительской деятельности, способности и талант, то учитель этот сможет обогатить и своих учеников, и всех нас, и практику обучения и воспитания своими творческими находками.Любая профессиональная позиция педагога может давать положительный или отрицательный эффект воздействия на личность обучающегося в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.Любая деятельность ребёнка, особенно если она происходит в игровой форме, содержит огромные возможности для выявления и раскрытия его «я», а также дальнейшего его личностного развития. Педагог дополнительного образования строит свою работу в соответствии с Образовательной программой, планом учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность педагога — процесс непрерывного общения с детьми, от эффективности которого зависят результаты всей работы, как образовательной, так и воспитательной. Успехи ребенка, его личностный рост напрямую зависят от профессионально значимых качеств личности педагога. [6]Список литературыКонцепция развития дополнительного образования. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-рФедеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развтия востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно - практической конференции /Челябинск, 15-16 октября 2015г./под редА.В.Кислякова, А.В.Щербакова. – Челябинск: СИППКРО, 2015. – 532с. Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки Тазетдинова Г.М. Казанский педагогический журнал http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-tvorcheskiy-komponent-pedagogicheskoy-kultury-uchitelya-muzykiВыпуск № 4-1 / 2015 Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Педагогика дополнительного образования» составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 44.02. «Педагогика дополнительного образования»: учебно-методическое пособие. - СПб.: АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник», 2015.- 211с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X