Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Челебадзе Игорь Бичикович

Инновационные технологии оптимизации начальной физической и технической подготовки юных футболистов

скачать документ

Вернуться назад

Челебадзе Игорь Бичикович Инновационные технологии оптимизации начальной физической и технической подготовки юных футболистовНеуклонный рост спортивных достижение и увеличение конкуренции на мировой спортивной арене требуют существенного совершенствования процесса подготовки спортсменов во всех его звеньях. Традиционно при подготовке спортсменов различного уровня и любых видов спорта, выделяют физическую, психологическую и техническую подготовку. Структура подготовленности спортсменов включает также социальную подготовку – факторы влияния окружающего мира на мотивы спортивной деятельности. Данная классификация видов спортивной подготовки условна и направленна на определенную формализацию тренировочного процесса, а также для удобства использования средств и методов физического воспитания, определения основных целей и направлений развития компонентов подготовленности спортсмена. Физическая подготовка предполагает развитие и совершенствование функций центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата и вегетативных систем, обеспечивающих двигательную активность в целом. В то время как техническая подготовка предполагает формирование конкретного двигательного навыка, а психологическая подготовка направлена на развитие основных отправлений высших органов - восприятие, анализ, синтез, реагирование, принятие решения. Каждое физической свойство, способность или двигательное качество базируется на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения (анаэробной и аэробной производительностью), а также степенью функциональной 10 устойчивости – способностью сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвига гомеостаза. В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма. В современной научной литературе все чаще, наряду с традиционными видами подготовки, выделяют функциональную подготовленность спортсменов как самостоятельный вид - А.И. Шамардин, Л.Р. Кудашова, И.Н. Солопов и другие. Множество авторов, исследующих подготовку спортсменов, используют термин «функциональной подготовленности». Однако каждый из них вкладывает в данный термин свой смысл, а само понятие «функциональная подготовленность» сложно и многозначно. Имея ввиду все выше изложенное, функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент проявления всех необходимых спортивных двигательных качеств, обусловливающих (прямо или косвенно) мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта. Тогда функциональная подготовка есть процесс совершенствования физиологических механизмов функционирования организма, которые так или иначе обеспечивают двигательную деятельность и составляют физиологическую основу всех других видов подготовки. Основной целью функциональной подготовки является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы нагрузок, достигая при этом наивысшего спортивного мастерства. Компонентами функциональной подготовленности являются: 1. Компоненты управления: 1.1. психический блок – функции высшей нервной систем (внимание, анализ, восприятие и др.); 1.2. нейродинамический блок – состояние вегетативной регуляции (возбудимость, подвижность, стабильность и др.); 2. Компоненты исполнения: 2.1. энергетический блок – производительность организма (аэробная и анаэробная); 2.2. двигательный блок – сила, гибкость, выносливость, координационные способности. Из всего вышеперечисленного вытекает одно весьма важное обстоятельство – нельзя судить о функциональной подготовленности спортсмена, изучая и оценивая лишь один из его компонентов. Для оценки функциональной подготовленности спортсмена важно не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Динамика различных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции изменения уровня специальной работоспособности спортсмена, характеризующих линейную связь со спортивным результатом. Отсюда следует, что важнейшей задачей всей спортивной подготовки является формирование высокого уровня функциональных возможностей спортсменов. Это объясняется тем, что уровень функциональных возможностей выступает основой для роста спортивного мастерства и является предпосылкой для способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым специфическим соревновательным и тренировочным нагрузкам. Повышение роста функциональных возможностей связано с экономизацией процессов функционирования организма. Процесс роста функциональных возможностей зависит от внутренних факторов организма: • способности организма к интенсификаций функций в соответствии с энергетическими запросами; • возможности сохранять устойчивое состояние гомеостазиса условиях напряженной работы; • выносливости к изменениям, происходящим в внутренней среде организма. Говоря об организации и реализации функциональной подготовки спортсменов, можно выделить два основных направления функциональной подготовки. Первое - наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования. Второе - оптимизация функциональной подготовленности и обеспечение максимально эффективности использования уже имеющегося уровня функциональных возможностей. Функциональная подготовленность спортсмена является базой для всех остальных видов подготовленности и высокого спортивного результата. Уменьшение значимости функциональной подготовленности приводит к негативным последствиям – срыв механизма адаптации, развитие перетренированности, остановка роста физиологических резервов, снижение работоспособности, ухудшение состояния здоровья спортсмена. Поэтому функциональной подготовке должно уделять особое внимание, а сам процесс подготовки должен реализовываться комплексно и планомерно, осуществляться через использование широкого спектра механизмов. Зачастую, говоря о подготовке спортсменов, ассимилируют функциональную подготовку с физической. Во многих источниках советского времени отсутствует понятие «функциональной подготовки». На современных форумах и конференциях отечественные исследователи раскрывают понятие «физической подготовки», в то время как за рубежом активно исследуют содержание «функциональной подготовки». Современные фитнес-центры разрабатывают программы функциональной подготовки, а спортивные клубы включат в себя только раздел по физической подготовке. Разграничим данные понятия с точки зрения процесса нагрузки. Термин «физическая подготовка» тесно связан с термином «физическое воспитание». Физическое воспитание – это целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, стимулирование и регулирование их развития посредством воздействия нормированных физических нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физических упражнений), а также оптимизация жизненных процессов . Термины «физическая подготовка» и «физическое воспитание» аналогичны: первый термин используют, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к специальной физической деятельности (трудовой, спортивной и другим). Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка ориентирована на неспециализированный процесс физического воспитания, специальная физическая подготовка применительна к особенностям конкретной деятельности. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность – достигнутая работоспособность, сформированные двигательные навыки, необходимые в определенной деятельности. Функциональную подготовку необходимо понимать как обособленный вид подготовки. Уровень функциональной подготовленности является физиологическим фундаментом для физической подготовки, поскольку функциональные возможности организма обуславливают его физическое развитие. В основу повышения функциональных возможностей организма лежит процесс адаптации организма к физическим нагрузкам через мобилизацию функциональных резервов. Любая спортивная подготовка предполагает определенную нагрузку на организм, которая ориентирована на реакцию организма и значительные сдвиги внутри его. Именно термин «спортивная подготовка» и связывает между собой функциональную и физическую подготовки. Не может быть функциональной нагрузки без физической, также как и физическая нагрузка обуславливает функциональную нагрузку. Физическая подготовка по своему существу состоит из двух процессов: процесс накопления (тренировочный процесс) и процесс трансформации объема накоплений в спортивный результат (соревновательный процесс). Функциональная подготовка не может быть подразделена на тренировочный и соревновательный процесс, но в целом обуславливается либо спецификой тренировочной физической нагрузки, либо характером соревновательной физической нагрузки. Функциональную подготовку можно разделить на 5 ступеней по уровням нагрузки: 1 степень. Нагрузки умеренной мощности, работа пульса 140-150 ударов в минуту, время работы стремится к бесконечности, отсутствуют интервалы отдыха. 2 ступень. Работа в зоне большой мощности, работа пульса 150-170 ударов в минуту, время работы 15-30 минут, интервалы отдыха 3-6 минут. 3 ступень. Работа в зоне субмаксимальной мощности, работа пульса 170-186 ударов в минуту, время работы 3-6 минут, интервалы отдыха 1-2 минуты. 4 ступень. Работа в зоне максимальной нагрузки, работа пульса до 200 ударов в минуту, время работы от 10 до 60 секунд, интервал отдыха определяется временем восстановления пульса до 120 ударов в минуту. 5 ступень. Работа в зоне рекордного результата, временные условия обусловлены спецификой соревновательной нагрузки. Отличительные особенности функциональной и физической подготовки представлены в Приложении 1. 1.2. Специфика функциональной подготовки футболистов Любой вид спорта состоит из особенного набора компонентов физических качеств – скорость, выносливость, гибкость, координация. Для примера сравним тяжелоатлета и велогонщика.Любой вид спорта состоит из особенного набора компонентов физических качеств – скорость, выносливость, гибкость, координация. Для примера сравним тяжелоатлета и велогонщика. У обоих - гиперторфированные квадрицепсы ног, но качество мышц различается: у велогонщика ноги выдерживают большие нагрузки средней мощности, у тяжелоатлета – умеют показывать максимальную силу за короткое время. Данный пример подтверждает необходимость действия одного из базовых принципов построения тренировочного процесса - при планировании функционального тренинга, необходимо учитывать конкретнуюспециализацию спортсмена (принцип специфичности тренировочных эффектов) .Подготовка спортсменов должна ориентироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных процессов в организме, которые обуславливают специфическую работоспособность. Набор биомеханических движений, типы мышечных действий, механизмы энергосбережения нагрузки – составляющие спортивной деятельности, требующие глубокого анализа. Без осмысления и индивидуализации тренировочного процесса невозможно достигнуть результативности спортивной деятельности.Многочисленные исследования показали высокую эффективность занятиями футболом для разностороннего развития детского организма. Бег и прыжки активизируют рост тела, борьба за мяч способствуют развитию силы мышц, физическая нагрузка во время футбола способствует формированию осанки, увеличению жизненной емкости легких. В американских школах программы по футболу для мальчиков и девочек введены в обязательные образовательные программы для школ.Во взрослом возрасте занятия футболом позволяет поддерживать стабильность психологического состояния спортсменов, поддерживает внутреннюю активность и радость, способствует снижению психологической напряженности.Футбол, как и большинство игровых видов спорта, характеризуется специфической выносливостью – спортсменами пробегаются значительные суммарные расстояния в виде коротких отрезков с субмаксимальной и максимальной скоростью . Скоростная выносливость является одним из основных качеств футболиста.Мышечная работа в игре предполагает большое количество однотипных повторений в течение длительного времени, что требует постоянного совершенствования всех основных физических качеств – силы, скорости, гибкости, выносливости, координации. Постоянная смена двигательных режимови большая вариативность требуют нервно-мышечных усилий, связанных с комплексным проявлением физических качеств.Основным элементом футбола является технический прием – результат психофизиологических процессов. На протяжении истории футбола, всегда был спрос на футболистов с более широким арсеналом технических приемов, а также выбор и реализация которых целесообразно игровой ситуации. Спортивное мастерство футболиста предполагает наличие широкого спектра сложных двигательных действий, требующих высокого уровня развития способности к проявлению взрывных усилий.В основу действий футболиста лежит реагирование на изменение игровой ситуации, в условиях спортивной борьбы. Соответствующий современным требованиям футболист определяется эффективностью действий, а также эффективностью принятых решений по техническим и тактическим задачам, в условиях жесткого единоборства, нестандартной игровой ситуации, при дефиците времени и пространства.Отличительной особенностью современного футбола является возросшая интенсивность игры, жесткая атлетическая борьба по всему полю, а также дефицит времени на принятие решение у игрока. Эти особенности являются следствием рационализации техники и тактики, а также увеличением физической работоспособности футболистов.В связи с тенденциями развития современного футбола, возникают новые задачи, которые необходимо решать посредством тренировочного процесса. К ряду таких задач относится подведение спортсменов к оптимальной функциональной форме.Функциональная подготовка футболистов в общем плане построения тренировочного процесса базируются на передовом материале научно- практических методологий. До настоящего времени проблемной областью является психофункциональная подготовка, научно-обоснованный психолого- педагогический материал которой мог бы оптимизировать и совершенствовать весь процесс функциональной подготовки.Целевая функциональная подготовка футболистов рассматривается как планомерный процесс. Это необходимо ввиду того, что применение предельных по интенсивности нагрузок могут негативно повлиять на реализацию генетической программы развития организма.Современная подготовка футболистов, в качестве многолетнего процесса, делится на 4 этапа – начальная подготовка, базовое обучение, этап спортивного совершенствования. В конечном результате, юные футболисты должны выйти на новый «взрослый» уровень футбола – этап высшего спортивного мастерства.По ходу освоения игры в футбол на всех выше перечисленных этапах, уделяется внимание особому блоку тренировочного процесса - функциональной подготовке спортсменов. На этапе начальной подготовки закладывается функциональная база. На этапе спортивного совершенствования формируется функциональная специализация, эффективность которой поддерживается на этапе высшего спортивного мастерства.Сегодня при функциональной подготовке футболистов особое внимание уделяется индивидуализации и дифференцирования тренировочного процесса 7. Планирование тренинга спортсмена зависит от его индивидуально- типологических особенностей. Одним из основных условий высокой эффективности функциональной системы подготовки является учет возрастных особенностей спортсменов, представленных в Приложении 2. Это связано с возрастанием физических и нервных нагрузок, по ходу прохождения всех этапов обучения игры в футбол.Использование широкого спектра направленных средств воздействия на функциональные системы организма создает дополнительные функциональные нагрузки, которые выступают в качестве неспецифического адаптогенного фактора, стимулирующего повышение уровня функциональной подготовленности спортсменов. Кроме того, наличие разнообразных тренировочных средств подготовки снижает монотонность тренировочного процесса.Организованность действий футбольной команды связано с четким распределением функций между игроками. Основной задачей тренера является эффективное распределение футбольных «ролей», в соответствии с антропометрическими качествами спортсмена, а также уровнем его физической, технической, тактической, психологической, а значит и функциональной подготовленности. Игровая специализация в футболе (а именно – вратарь, крайние и центральные защитники, нападающие, полузащитники) актуализируют индивидуализацию процесса функциональной подготовки в соответствии с игровым амплуа.Некоторые функциональные особенности вратарской позиции:пульсовая зона 155 ударов в минуту;превосходство по величине максимальной анаэробной мощности;действия связаны с максимальными мышечными усилиями взрывного характера;быстрота и точность реакции на движущийся объект;развитые простые и сложные сенсомоторные реакции;точность дозирования мышечных усилий;повышенная прыгучесть.Некоторые функциональные особенности позиции нападающего:высокое потребление кислорода;использование повышенных скоростей;действия связанны с субмаксимальной интенсивностью. Некоторые функциональные особенности позиции полузащитника:пульсовая зона 160-170 ударов в минуту (команда мастеров 170-180 ударов в минуту);отставание анаэробных алактатных способностей;более высокий уровень выносливости;энергетическиеспособностисдвинутывсторонуаэробной производительности;игровой деятельности характерен темп умеренной интенсивностью;высокая работоспособность.Некоторые функциональные особенности позиции защитника:наименьшее время работы до отказа;развитые силовые качества;скоростная выносливость.Необходимость дифференцирования функциональной подготовки игроков различного амплуа уже с раннего возраста представляет практическую значимость для развития уровня футбола. В основу функциональной подготовки лежит то обстоятельство, что развитие тренированности спортсмена достигается путем специализации комплекса вегетативных и двигательных функций, а специализация функций выражается не только в процессе специфической деятельности, но и при выполнении других упражнений.В настоящее время наметилась тенденция универсализации игроков различного амплуа – способность мгновенно переходить от обороны в атаку и наоборот во всех игровых линиях. Характерной становится организация атакующих и оборонительных действий большими командными силами. Ширина командных действий обуславливается активной игрой на флангах, а глубина связана с взаимодействием всех игровых линий. С другой стороны, для выполнения тех или иных тактических футбольных схем, необходима подборка игроков с ярко развитыми доминирующими двигательными качествами и ведущими механизмами вегетативного обеспечения. В следствии выше изложенного, обозначилась необходимость внедрения в широкую практику специальных тренировочных программ для футболистов различной игровой специализации, учитывающих модельную структуру функциональной подготовленности футболистов различного амплуа и их особенности.При планировании функционального тренинга футболистов необходимо учитывать период подготовки спортсмена. Современная подготовка футболистов строится на основе тренировочных микроциклов – серия занятий, проводимых втечение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данногоэтапа подготовки и макроциклов – большой тренировочный цикл (полугодичный и более), состоящий из нескольких микроциклов.Структура микроцикла зависит от этапа многолетней подготовки, периода тренировочного макроцикла и типа самого микроцикла :Втягивающий тип – характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряжённой тренировочной работе, применяются на первом этапе подготовительного периода, а также применяются после болезни.Ординарный тип (развивающий, базовый) - отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительными по объёмам и невысоким уровнем по интенсивности, широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.Ударный тип (шоковый, предельных нагрузок) – характеризуются большим суммарным объёмом работы, высокими нагрузками, основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач физической, специальной и интегральной подготовки, широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.Подводящий тип (пиковый) – строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям, зависит от системы поведения спортсмена к соревнованиям, особенностей подготовки на заключительном этапе, могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы восстановления и психической настройки, характеризуются невысоким уровнем объёма и суммарной интенсивности.Соревновательный тип - строятся в соответствии с программой соревнований.Восстановительный тип (регенерирующий) - обычно завершается серия ударных микроциклов, планируют и после напряжённой соревновательной деятельности, обеспечение оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена, широко применяются восстановительные микроциклы в переходном периоде.Продолжительность микроциклов варьируется от 3 до 14 дней, чаще всего используются 7-дневные микроциклы. Основными принципами построения тренировочного процесса по технологии микроциклов является :Наличие стимуляционной (кумулятивной) фазы и восстановительной: чем выше нагрузка в первой фазе, тем ниже она во второй; чем продолжительнее пери напряженной работы, тем длительнее должно быть время на восстановление.Регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий.Должна быть определена конкретная направленность каждого микроцикла.Неукоснительное соблюдение основных принципов и методов физического воспитания, а также возрастные анатомо-физиологические особенности спортсменов.Функциональная подготовка футболистов является основополагающим компонентом всей спортивной подготовки, обеспечивающим высокий спортивный результат. Для соответствия тенденциям развития футбола, при планировании функционального тренинга необходимо учитывать следующие принципы:Принцип комплексности функциональной подготовки.Принцип планомерности процесса функциональной подготовки.Принциппримененияширокогоспектранаправленныхсредств воздействия на функциональные резервы организма спортсмена.Принцип индивидуализации и диффиренцирования тренировочных нагрузок.Принцип учета квалификации спортсмена.Принцип учета игрового амплуа спортсмена.Принцип учета периода подготовки спортсмена.Проблема функциональной подготовки футболистовВ настоящее время обозначилась необходимость совершенствования системы подготовки спортивного резерва в футболе, которая диктуется тенденциями развития современного спорта и насущной потребностью в более рациональных технологиях обеспечения необходимого уровня подготовленности спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. В связи с этим, передовой задачей всего многолетнего процесса спортивной подготовки футболистов становится формирование высокого функционального уровня, позволяющего достичь высокого спортивного мастерства. В этом плане, в системе многолетней подготовки футболистов, одним из ключевых компонентов является решение проблемы индивидуализации и дифференцировки процесса функциональной подготовки футболистов .В современном футболе четко отслеживается тенденция увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок, что связано с увеличением физических и нервных нагрузок. Данная тенденция еще больше актуализирует проблему оптимизации всех составляющих тренировочного процесса. Насущной задачей становится функциональная подготовка спортсменов, способная обеспечить высокую специальную работоспособность на протяжении всего сезона. Решение данных вопросов за счет увеличения объемов и интенсивности тренировочного времени ограничивается биологическими возможностями человека, а также социальными факторами . Выходом может стать использование дополнительных факторов, обеспечивающих оптимизацию тренировочного воздействия от физических упражнений, сопутствующих предельно эффективными и педагогически целесообразными методиками тренировочного процесса.На сегодняшний день происходит осознание проблемы недостаточности функциональной подготовки .Система управления тренировочным процессом обязана координировать все стороны спортивной подготовки . Этого можно достичь благодаря комплексному контролю воздействия нагрузок на организм и глубину его ответных реакций.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X