Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Мекюрдянова Александра Андреевна

Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением « Детский комбинированного вида «Солнышко» п. Тикси Муниципального образования «Булунский улус (район) РС(Я)»Программа кружкаПо экспериментальной деятельности«Маленькие исследователи»старшая группа Воспитатель: Мекюрдянова Александра Андреевна 1ККп. Тикси Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.Китайская пословицаПояснительная записка. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которогодошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: –Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. – Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.Актуальность темы.На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.Цель:- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.Задачи:- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)- формировать у детей элементарные географические представления;- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.Основными формами реализации программных задач является: наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. Ожидаемые результаты:В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:- представления о свойствах веществ- умения устанавливать причинно- следственные связи между свойствами материалов и способами их использования- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать- самостоятельность в познании окружающего мира.Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц - опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.Основными условиями детского экспериментирования являются:- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);- использование разных видов деятельности;-четкое определение содержания экологического воспитания;- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);- экологическая грамотность самих взрослых.Методы и приёмы, используемые при реализации программыПриёмы организации детей в процессе обучения:- работа небольшими группами;- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;Приёмы активизации умственной активности детей:- включение игровых упражнений;- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;- выполнение нетрадиционных заданий;- решение проблемных ситуаций;- моделирование и анализ заданных ситуацийПриёмы обучения:- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;- вопросы к детям.Основные принципы, заложенные в основу работы:- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);- динамичности (от простого к сложному);- интегративности (синтез искусств);- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)Оборудование детской лаборатории:•Приборы -«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;• разные виды бумаги, ткани;• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр,мерные ложки;• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май -обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.Форма проведения занятий кружка -занимательные игры- занятия с элементами экспериментирования (игры- путешествия, игры-соревнования).Игровые приёмы:•моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;• повтор инструкций;• выполнение действий по указанию детей;• «намеренная ошибка»;• проговаривание хода предстоящих действий;•предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторенияАлгоритм подготовки и проведения занятия –эксперимента:1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.2. Определение типа, вида и тематики.3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.Структура занятия:- Ставить проблему.- Принимать и ставить цель.- Решать проблему.-Анализировать объект или явление.-Сопоставлять факты.- Выдвигать гипотезы.- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.- Осуществлять эксперимент.-Делать вывод.-Фиксировать этапы действий и результат графически.Содержание программы:Тематика работы в старшей группе по основным разделам:Разделы: вода, песок, почва, воздух, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, ветер, снег, семена, краски, мыло, магнит, лупа.Раздел»Песок и глина». Глина и песок –полезные ископаемые. Свойства глины и песка.Активизация словаря: сыпучий, твердая.Раздел «Фрукты». Названия фруктов. Витамины, польза фруктов для здоровья человека. Классификация по разным признакам. Фруктовый сок. Раздел «Вода». Свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.Способы очистки воды. Три состояния воды(Жидкость, лёд, пар).Замерзание воды на морозе. Снег, лёд.Расширение словарного запасадетей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).Раздел «Почва». Свойства почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. Значение почвы для растений. Раздел «Магнит». Свойства магнита. Использование магнита человеком. Предметы, обладающие намагничиванием.Раздел «Мыло».Свойства мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Использование мыла человеком. Культурно- гигиенические навыки. Правила безопасности при работе с мылом.Раздел «Бумага». Виды бумаги. Свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон). Использование бумаги.Раздел «Ткань».Виды ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;Свойства видов ткани. Пошив одежды из ткани.Раздел «Дерево». Свойства дерева. Твёрдое, прочное, не тонет в воде. Использование древесины. Раздел «Металл». Виды металла. Использование различных видов металла. Свойства металлов. Активизация словаря: твёрдый, жёсткий, прочный, тяжёлый.Раздел «Воздух». Воздух- основа дыхания. Свойства воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) . Как обнаружить воздух, загрязнение воздуха, значение чистого воздуха для нашего здоровья. Словарь: упругий, свежий, бесцветный, прозрачный. Раздел « Растения». Семена. Способы выращивания семян. Семечко - росток- растение. Роль света и воды для роста растений.Раздел «Камни». Виды камней, их свойства. Словарь: Твёрдый, гладкий, шершавый, острый, горный.Раздел «Краски». Смешивание красок для получения нового цвета.Перспективное планирование работы кружка «Маленькие исследователи»Месяц1 неделя 2 неделяСентябрь диагностика«Глина и песок - наши помощники»Октябрь«Фруктовая лаборатория»«Почва - живая земля»Ноябрь«Испытание магнита»«Мыло - фокусник»Декабрь«Волшебная бумага»«Мир ткани»Январь«Приключения Буратино»«Свойства металла»Февраль«Удивительные свойства воды»«Тайны снега и льда»Март«Удивительные свойства воздуха»«Хитрые семена»АпрельРоль воды в жизни растений«Мир камней»Май«Дружба красок»«Солнечные зайчики»Календарно - тематическое планирование работы кружкаСентябрь«Песок и глина- наши помощники».Задачи:1.Дать представление о свойствах песка и глины.2.Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.3.Воспитывать любознательность.4.Активизация словаря: сыпучий, твердая. «Изготовление игрушек из глины».Цель: Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику.ОктябрьТема: «Фруктовая лаборатория»Цель:Закреплять знания детей о здоровом образе жизниЗакреплять знания о свойствах воздухаРазвивать логическое мышлениеВызывать интерес к экспериментированиюВоспитывать аккуратность.Оборудование: емкости для воды, фрукты, соковыжималка.Тема: «Почва – живая земля» Задачи:1.Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.2.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.3.Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.4. Воспитывать бережное отношение к природе.НоябрьТема: «Испытание магнита» Задачи:1.Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.2.Развивать у детей мышление, сообразительность. 3.Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.Тема: "Мыло-фокусник"Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.2. Развивать память, внимание, мышление детей, любознательность, наблюдательность, смекалку.3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.4. Закреплять правила безопасности при работе с мылом.ДекабрьТема: «Волшебная бумага» Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи:1.Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.3.Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.4.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).Дать представление о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. 5. Воспитывать чувство взаимопомощи.«Мир ткани»Цели:Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей; Развивать мыслительную активность, умениеделать выводы на основе наблюдений.Материал:Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.Январь«Приключения Буратино»Задачи:Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;Прививать интерес к сказкам;Стимулировать желание помочь герою сказки;Воспитывать аккуратность.Материал:Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»Предварительная работа:Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.Тема: «Свойства металла» Задачи:1.Уточнить и обобщить представления детей о свойствах металла.2.Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.3.Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.ФевральТема: «Удивительные свойства воды» Задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода –это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.2.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.3.Воспитывать бережное отношение к воде.Тема: «Тайны снега и льда»Задачи: 1.систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое отношение к зимним явлениям; расширять представления детей о свойствах снега и льда;2.устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; наморозе вода замерзает и превращается в лед;3.обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).4.развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности; 5.воспитывать самостоятельность;аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.МартТема: «Удивительные свойства воздуха» Задачи:1.Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования4.Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.5.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.Тема: «Хитрые семена»Задачи:1.Дать представление о способах проращивания семян.2.Развивать интерес к выращиванию растений.3.Воспитывать бережное отношение к природе.АпрельТема «Роль воды в жизни растений»Задачи:1.Расширить знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни животных, растений и человека, роль в природе.2.Дать детям представление о роли воды в жизни растений.3.Воспитывать бережное отношение к воде.Тема: «Мир камней» Задачи: 1.Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.2.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.3.Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.4.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.МайТема: «Дружба красок»Задачи: Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.Развивать интерес к экспериментированию.Воспитывать аккуратность при работе с красками, эстетический вкус.Тема: «Солнечные зайчики»Задачи: 1.Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.2.Развивать смекалку, любознательность.3.Воспитывать основы безопасного поведения на природе и в игре с зеркалом.ЛитератураБабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011 2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 20105. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011 6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 20117. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательнаяобласть "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.8.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X