Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Светлана Литвинова Павловна

Использование методов ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) в работе с детьми дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для педагоговна тему: «Использование методов ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)в работе с детьми дошкольного возраста».Литвинова Светлана Павловна старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 62 «Чайка» комбинированного вида г. Орска» (МДОАУ «Детский сад № 62 г. Орска»)ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог, используя ТРИЗ технологию – это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Использование приемов ТРИЗ технологии требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Занятия с использованием приемов ТРИЗ технологии в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.Методы ТРИЗ1. СинектикаЭто так называемый метод аналогий:а) личностная аналогия (эмпатия). (Эмпатия в психологии - диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерный вариант задания:- изобрази воздушный шарик, который висит в музыкальном зале (здесь можно также попросить детей представить себя ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ и рассказать, что он видит, и о чем думает глядя на окружающую его обстановку. ПРИМЕР – «Я воздушный шарик. Я красного цвета. Я такой надутый, значит очень важный. Я вижу, что на полочке лежат маленькие музыкальные инструменты. По сравнению с ними мне везет больше, потому что все кто заходит в музыкальный зал, сразу меня видят и улыбаются. А вот музыкальные инструменты они радуют посетителей зала только тогда, когда их берут в руки и начинают играть. б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (зонтик - аналогия крыша дома, «грибок» на песочнице, гриб; лестница в доме – пожарная лестница на машине, веревочная лестница к дому на дереве и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою грусть - возможные варианты: дождь, разбитая ваза, червивое яблоко, дерево без листьев и т.д.2. Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.Например: Ключевое слово ТОРТ, к которому применяются уже названные свойства.ТРИ объекта:Белка – рыжая, пушистая, запасливаяКолосок – золотистый, полный, усатыйБубен – звонкий, круглый, пластмассовыйПеренесем эти свойства на ТОРТ: рыжий торт – это медовый, пушистый – это когда много-много крема, запасливый – это когда в торте много всего: орехи, изюм, курага, мед, мак. По аналогии переносим свойства колоска и бубна на торт.Здесь же можно использовать игру «Хорошо – плохо» - пушистый торт – хорошо, потому что я очень люблю крем, плохо - потому что от большого количества сладкого может сделаться плохо, и т.д. Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.3. Метод Робинзона Крузо Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" в старшей и подготовительном группах. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фломастер), и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, маленькие детские машинки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много - скакалок. Как, используя только их, выжить в течение многих лет?) Дети придумывают варианты одежды (плетут из скакалок полотна и делают из них одежду, навесы от дождя, гамаки, ловят ими рыбу, делают петли – ловушки и т.д.4. Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемова) уменьшение - увеличение объекта (Сказка «Теремок». «Представьте, что «Теремок» был большой. Продолжи сказку: звери заселялись в Теремок и с каждым жителем он становился все больше и больше, и даже медведю хватило места в этом доме»);б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка или та же сказка «Теремок» - звери не могли жить в одном доме все вместе, потому что лягушке нужна вода, а заяц боится лису и не хочет жить рядом с ней. Поэтому, когда медведь развалил Теремок, звери решили построить себе отдельные дома).в) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.Список использованных источников1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 20092. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 20033. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.4. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 19955. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 20086. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 20047. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 20068. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 20109. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 200310. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 200811. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 200312. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 200313. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 200614. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X