Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Консультация для педагоговна тему: «Использование методов ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)в работе с детьми дошкольного возраста».Литвинова Светлана Павловна старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 62 «Чайка» комбинированного вида г. Орска» (МДОАУ «Детский сад № 62 г. Орска»)ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог, используя ТРИЗ технологию – это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Использование приемов ТРИЗ технологии требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Занятия с использованием приемов ТРИЗ технологии в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.Методы ТРИЗ1. СинектикаЭто так называемый метод аналогий:а) личностная аналогия (эмпатия). (Эмпатия в психологии - диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерный вариант задания:- изобрази воздушный шарик, который висит в музыкальном зале (здесь можно также попросить детей представить себя ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ и рассказать, что он видит, и о чем думает глядя на окружающую его обстановку. ПРИМЕР – «Я воздушный шарик. Я красного цвета. Я такой надутый, значит очень важный. Я вижу, что на полочке лежат маленькие музыкальные инструменты. По сравнению с ними мне везет больше, потому что все кто заходит в музыкальный зал, сразу меня видят и улыбаются. А вот музыкальные инструменты они радуют посетителей зала только тогда, когда их берут в руки и начинают играть. б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (зонтик - аналогия крыша дома, «грибок» на песочнице, гриб; лестница в доме – пожарная лестница на машине, веревочная лестница к дому на дереве и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою грусть - возможные варианты: дождь, разбитая ваза, червивое яблоко, дерево без листьев и т.д.2. Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.Например: Ключевое слово ТОРТ, к которому применяются уже названные свойства.ТРИ объекта:Белка – рыжая, пушистая, запасливаяКолосок – золотистый, полный, усатыйБубен – звонкий, круглый, пластмассовыйПеренесем эти свойства на ТОРТ: рыжий торт – это медовый, пушистый – это когда много-много крема, запасливый – это когда в торте много всего: орехи, изюм, курага, мед, мак. По аналогии переносим свойства колоска и бубна на торт.Здесь же можно использовать игру «Хорошо – плохо» - пушистый торт – хорошо, потому что я очень люблю крем, плохо - потому что от большого количества сладкого может сделаться плохо, и т.д. Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.3. Метод Робинзона Крузо Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" в старшей и подготовительном группах. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фломастер), и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, маленькие детские машинки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много - скакалок. Как, используя только их, выжить в течение многих лет?) Дети придумывают варианты одежды (плетут из скакалок полотна и делают из них одежду, навесы от дождя, гамаки, ловят ими рыбу, делают петли – ловушки и т.д.4. Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемова) уменьшение - увеличение объекта (Сказка «Теремок». «Представьте, что «Теремок» был большой. Продолжи сказку: звери заселялись в Теремок и с каждым жителем он становился все больше и больше, и даже медведю хватило места в этом доме»);б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка или та же сказка «Теремок» - звери не могли жить в одном доме все вместе, потому что лягушке нужна вода, а заяц боится лису и не хочет жить рядом с ней. Поэтому, когда медведь развалил Теремок, звери решили построить себе отдельные дома).в) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.Список использованных источников1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 20092. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 20033. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.4. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 19955. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 20086. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 20047. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 20068. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 20109. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 200310. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 200811. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 200312. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 200313. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 200614. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
Автор публикации: Светлана Литвинова Павловна
Использование методов ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) в работе с детьми дошкольного возраста
скачать документВернуться назад
Консультация для педагоговна тему: «Использование методов ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)в работе с детьми дошкольного возраста».Литвинова Светлана Павловна старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 62 «Чайка» комбинированного вида г. Орска» (МДОАУ «Детский сад № 62 г. Орска»)ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог, используя ТРИЗ технологию – это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Использование приемов ТРИЗ технологии требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Занятия с использованием приемов ТРИЗ технологии в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.Методы ТРИЗ1. СинектикаЭто так называемый метод аналогий:а) личностная аналогия (эмпатия). (Эмпатия в психологии - диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерный вариант задания:- изобрази воздушный шарик, который висит в музыкальном зале (здесь можно также попросить детей представить себя ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ и рассказать, что он видит, и о чем думает глядя на окружающую его обстановку. ПРИМЕР – «Я воздушный шарик. Я красного цвета. Я такой надутый, значит очень важный. Я вижу, что на полочке лежат маленькие музыкальные инструменты. По сравнению с ними мне везет больше, потому что все кто заходит в музыкальный зал, сразу меня видят и улыбаются. А вот музыкальные инструменты они радуют посетителей зала только тогда, когда их берут в руки и начинают играть. б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (зонтик - аналогия крыша дома, «грибок» на песочнице, гриб; лестница в доме – пожарная лестница на машине, веревочная лестница к дому на дереве и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою грусть - возможные варианты: дождь, разбитая ваза, червивое яблоко, дерево без листьев и т.д.2. Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.Например: Ключевое слово ТОРТ, к которому применяются уже названные свойства.ТРИ объекта:Белка – рыжая, пушистая, запасливаяКолосок – золотистый, полный, усатыйБубен – звонкий, круглый, пластмассовыйПеренесем эти свойства на ТОРТ: рыжий торт – это медовый, пушистый – это когда много-много крема, запасливый – это когда в торте много всего: орехи, изюм, курага, мед, мак. По аналогии переносим свойства колоска и бубна на торт.Здесь же можно использовать игру «Хорошо – плохо» - пушистый торт – хорошо, потому что я очень люблю крем, плохо - потому что от большого количества сладкого может сделаться плохо, и т.д. Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.3. Метод Робинзона Крузо Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" в старшей и подготовительном группах. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фломастер), и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, маленькие детские машинки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много - скакалок. Как, используя только их, выжить в течение многих лет?) Дети придумывают варианты одежды (плетут из скакалок полотна и делают из них одежду, навесы от дождя, гамаки, ловят ими рыбу, делают петли – ловушки и т.д.4. Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемова) уменьшение - увеличение объекта (Сказка «Теремок». «Представьте, что «Теремок» был большой. Продолжи сказку: звери заселялись в Теремок и с каждым жителем он становился все больше и больше, и даже медведю хватило места в этом доме»);б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка или та же сказка «Теремок» - звери не могли жить в одном доме все вместе, потому что лягушке нужна вода, а заяц боится лису и не хочет жить рядом с ней. Поэтому, когда медведь развалил Теремок, звери решили построить себе отдельные дома).в) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.Список использованных источников1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 20092. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 20033. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.4. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 19955. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 20086. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 20047. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 20068. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 20109. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 200310. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 200811. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 200312. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 200313. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 200614. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007