Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Мельничук Ирина Степановна

Развитие мелкой моторики через ИЗО творчество.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП через изо творчество. ДЦП- это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития всех сторон психического, двигательного и речевого развития ребенка.Исследователи института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В. Антакова – Фомина) установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы.Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим двигательное, речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки руки к письму и, что не менее важно- средством повышающим работоспособность коры головного мозга.Специалисты, которые работают с дошкольниками с ДЦП знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у детей огромные трудности, которые порой заставляют детей отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.Поэтому, основной коррекционной задачей для детей с ДЦП является развитие двигательных и познавательных способностей. Данная задача реализуется через развитие:1.Двигательной области коры головного мозга:-формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);-умение правильно держать карандаш, ручку, ножницы; учится владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;-формирование зрительно – моторных координаций.2.Речевой области коры головного мозга:-формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.3.Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, слухового и зрительного восприятия.4.Координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.5.Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве (1).В литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП (Г,В.Бабина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.И. Озерецкий, Е.В. Шагинян, Н.А. Рычкова и др.) Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений рук является стимулирующей для общего развития, развития речи (5).Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи, существует тесная взаимосвязь речевой и моторной длительности, то при наличии двигательного, речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики руки и пальцев рук.Работа по развитию движения рук проводится регулярно тогда только можно получить наибольший эффект от упражнений. Есть определенные методики позволяющие развивать мелкую моторику пальцев рук в интересных играх, упражнениях, которые используем в своей работе. Подбираем интересные игровые задания, которые приносят детям радость, дозированную индивидуальную нагрузку, не переутомляют ребенка. Во время занятий учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стараемся. Чтобы деятельность детей была успешной, так как неудачи вызовут разочарование, раздражение и нежелание. Игры и игровые упражнения, пальчиковые разминки, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора (4)Развитие мелкой моторики происходит через разные виды деятельности: физическое развитие, изобразительную деятельность, ручной труд.Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики, существуют и различные техники. Одной из них является техника пластилинография.Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.Пластилинография:способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей;способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей.развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо.формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.дК достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся:- простота исполнения работы- яркость фактурного материала- возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей- насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения. Основной материал – пластилин, а инструмент – рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов умственной деятельности ребенка.Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на занятиях развития речи и ознакомления с окружающим миром, таким образом, происходит интеграция образовательных областей. Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (веселое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.    Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.    А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.   Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.   Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.Таким образом, занятия пластилинографией способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного воспитания; логического мышления; воображения; волевых качеств; художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение фигурными трафаретами, карандашом), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные знания о цвете, геометрических фигурах, счете.Список литературы1.Беззубовцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму/ Г.В.Беззубцева, Т.Н. Андреевская.-М., 2004.2. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство «Скрипторий 2003».3.О.Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей младшего возраста», Москва 2007 г. Издательство «Айрис – пресс».4.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений/ТР.А.Ткаченко.-М.-2001г.-32с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X