Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Зорина Юлия Леонидовна

"Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию. Конструктивная деятельность детей в раннем детстве – это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте – это сложная и разнообразная деятельность. Перед старшими дошкольниками более отчетливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для нее понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста. В зависимости от поставленных целей и задач в непосредственно организованной образовательной деятельности применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Сочетание обучения конструированию в непосредственно организованной образовательной деятельности и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию в дошкольном образовательном учреждении. Немаловажно отметить педагогическое значение эмоциональных и занимательных моментов при организации непосредственно организованной образовательной деятельности по конструированию на начальном этапе, когда перед воспитателем стоит задача возбудить у детей новый интерес. Как показывает анализ практики, обучения старших дошкольников конструированию из бумаги строится на подражательной основе – педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки. Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами («ори – сгибать, «гами» - бумага»). Близка к оригами техника киригами, также пришедшая к нам из Японии. Киригами включает в себя процесс складывания бумаги в разных направлениях и надрезания. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы и т.д. Еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – бумажная скульптура. Путем комбинирования разных бумажных форм создается огромное разнообразие поделок (по тематике, по конструкции). Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги – сложный вид деятельности. Предполагается наличие хорошо развитых пространственных представлений; пробы, неверные действия исключаются, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя; значит нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате, как было сказано выше, у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже знакомого образца. А это не способствует развитию конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.Развивать навыки творческого конструирования можно посредством:1) разнообразной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание);2) обобщенных способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура);3) создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др). Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы. И.А. Лыкова в программе «Цветные ладошки» разработала новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала. По мнению автора, вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, называется экопластика. Данный термин вводится в один смысловой ряд с понятиями «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». Цель данной стратегии – создание художественного образа и композиции из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Технология обучения конструированию из природного материала осуществляется поэтапно.I этап – подготовка материала. Шишки подбираются на влажной почве, так они дольше сохраняют форму. Листья собирают, когда они приобретают красивую окраску, и высушивают их в старых журналах. Лесные и грецкие орехи, желуди, каштаны собирают только зрелые. Семена разных растений промывают, высушивают и рассортировывают в разные картонные коробочки. Ягоды шиповника, рябины, бузины лучше использовать свежими, поэтому запасать надо в небольшом количестве, оставшиеся высушить для мелких деталей. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. В детском саду или дома все просушивают, раскладывают по виду и размеру, и хранят в «дышащих емкостях» – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках, либо в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.II этап - основной. Рассматривание с детьми природных форм и выявление ассоциаций: на что похоже или что напоминает. Педагог предлагает рассмотреть природные формы в разных ракурсах с целью выявления изменения образа (например, так камешек похож на голову собаки, а если перевернуть вверх ногами – похож на лягушку). Применение этого педагогического приема вызывает у детей интерес к экспериментированию в художественном творчестве. Использование художественного слова вызывает эмоциональный отклик, мотивирует к творчеству, развивает воссоздающее пространственное воображение. Показ воспитателем вариантов использования природных материалов (например, у петушка туловище с головой из пластилина, а хвост и крылья из природного материала, либо наоборот). Знакомство с некоторыми особенностями объемных поделок - они могут размещаться в пространстве по-разному: вертикально, горизонтально или наклонно. Соединять части будущей поделки можно с помощью палочек, трубочек для коктейля, веточек, проволоки (воспитатель демонстрирует разнообразные способы присоединения деталей). В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. В соответствии с задуманным образом дети подбирают природный материал для будущей поделки. Или делают наоборот. Рассматривают природный материал, который есть под рукой, и «слушают», что он осам подскажет. В зависимости от этого составляется композиция. Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины – что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное расположение. В единой композиции фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. Далее завершается оформление отдельных поделок и составляются коллективные композиции.III этап – заключительный. Получившиеся композиции используют как экспонаты выставок, для обыгрывания построек, и в качестве декоративного оформления предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X