Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Роганова Ирина Сергеевнв

Роль семьи в воспитании ребёнка

скачать документ

Вернуться назад

Роль семьи в воспитании ребёнкаДобрый вечер уважаемые родители!Наша встреча сегодня посвящена роли семьи в воспитании ребёнка.Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. И традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.Задачи семьи состоят в том, чтобысоздать максимальные условия для роста и развития ребёнка;стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка;передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.Ещё Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий.Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.Как же влияет семья на ребёнка?Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведения других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься в кружках, посещать музеи, выставки, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребёнка. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения.Общение в семье становится образцом для ребёнка. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия, для общения, предоставленные ему в семье. Семья для ребёнка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий.В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире.Семья для ребёнка – это первая школа общения с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к моральным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, долга, справедливости. Однако семья таит в себе определённые сложности. Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря работы, аморальное поведение и др.), четвёртые просто не придают этому должного значения.Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.Итог нашей встречиСемья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любят ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов семейного воспитания. Наблюдения показывают, что один и тот же метод используется родителями по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдаются при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; другая – воздействуя личным положительным примером. Третья – назойливыми подчинениями, упрёками, окриками, угрозами. Четвёртая – наказаниями, в том числе физическими.Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи, и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:принимать активное участие в жизни семьи;всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать умения и таланты;не оказывать на ребёнка, ни какого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;уважать право ребёнка на собственное мнение;с уважением относиться ко всем членам семьи.И закончить нашу встречу я хочу стихотворением «Что может быть семьи дороже?»Что может быть семьи дороже?Теплом встречает общий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.Малыш для старших как любимец,Родители – во всём мудрей,Любимый папа – друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть её дороже,На этой сказочной земле.Раздать родителям памяткиПамятка «Родительские истины»Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умения и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки. Дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.Закон 6. Не идите на поводу своего ребёнка. Умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.Закон 7. Развивайте в себе и ребёнке чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами.Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком! Дайте возможность побыть немного непоседой и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть сделать прежде, чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет, продолжаться и в его взрослой жизни.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X