Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Крайникова Татьяна Николаевна

Воздействие театра на эмоциональный мир ребенка дошкольника

скачать документ

Вернуться назад

Воздействие театра на эмоциональный мир ребёнка дошкольника\s Крайникова Татьяна Николаевна Северо – Западный регион н.п. Североморск-3 Мурманская область МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №5» музыкальный руководитель первой квалификационной категорииТеатрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Театр – это синтез всех видов искусства.Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления.В своей работе, я столкнулась с тем, что ребенок, приходя в детский сад, не умеет общаться, свободно выражать свои мысли, воспитанник замкнут и зажат, с трудом сходится с детьми, плачет. И если этот недостаток в развитии ребенка не устранить, он так останется скованным. Чтобы это изменить, я решила разработать проектную деятельность по теме «Развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности».В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их писать и читать считать, а не развивать способность чувствовать, думать и творить.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Ребенок находится в плену социальных коммуникаций. Просмотр мультфильмов и легко доступный домашний интернет позволяет ребенку выбрать то, что ему хочется (игра, либо интересный мультфильм).Такой ребенок замкнут, живет в собственном мире.В общении с ребёнком, на музыкального руководителя и воспитателя ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Кроме того, в последнее время многие дошкольники из – за пандемии 2020 года не посещают детские сады, а тамагочи, планшеты, компьютеры и куклы Барби не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого не возможно полноценное социальное и психическое развитие личности ребёнка.Взрослый социальный мир требует от него самостоятельности, целеустремлённости и уверенности в себе, общительности.Предъявляемые сегодня требования к качеству образования нацеливают педагогический коллектив на постоянное слежение за качеством условий процесса и результатов деятельности дошкольной организации. Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, позволил мне, систематизировать работу по формированию коммуникационных навыков через театрализованную деятельность.Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то промышленность, наука, искусство или образование, всё обрастает массой проблем. Наше время – время перепадов, стрессов, резких взлётов и еще более резких падений в судьбах взрослых и детей. Телевидение, фильмы, пресса и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. Атмосфера вокруг людей насыщена тревожными, отрицательными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребёнка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование детей, сочинительство. Всё это может дать детям театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) В сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованное искусство, близко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит всегда – игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая или показывая различные потешки и сказки своим детям. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста, дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают небольшие фрагменты знакомых сказок и стихов в свободной деятельности. Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, а так же рекомендована в детских дошкольных учреждениях. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное, оно способствует формированию личности ребёнка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело. Вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и, соответственно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей.Небольшой объем пантомимических и мимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространённые в настоящее время проблемы в развитии речевых функций так же снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста. Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребёнка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, пробуждает интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, ребенок создает для себя новые образы, выражает свои чувства словами при общении с другими.Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театральная постановка связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, является корнем всякого детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества.Таким образом, развитие коммуникативных качеств у воспитанников 4-5 лет актуально, и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в их развитии. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют развитию коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, данная тема актуальна и на современном этапе, так как формирование коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным законом общества – формирование социально развитой личности ребенка.Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировках, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них!» Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и поставила следующие задачи:Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;Способствовать развитию памяти, воображения, внимания;Способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;Обогащать двигательный опыт ребёнка новыми видами движений, средствами выразительности в передаче образа;Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; Поощрять интерес дошкольников к сценической деятельности.Театральная деятельность положительно влияет на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.При создании системы работы по развитию коммуникативных способностей посредством театральной деятельности были взяты следующие принципы:- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей - принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.- Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. - Образовательно - воспитательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.- Принцип интеграции – содержание театрализованной деятельности взаимосвязана с другими разделами основной программы детского сада детей в детском саду.- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.- Принцип стабильности - предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющиеся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы. Принцип активности – самостоятельности, возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи: родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.- Принцип результативности – предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме.В своей работе с детьми я применяю много разнообразных методов и приемов. Работая с детьми по формированию коммуникативных способностей через средства театральной деятельности, я заметила, что успешны такие приемы и методы как словесный, наглядный, игровой, метод моделирования ситуации, практический. Словесный метод используется для того, чтобы передать, поделиться информацией: (были организованы такие беседы «Что такое театр?», « Как вести себя в театре?», «Профессии людей, работающих в театре» и т.д.) Высказывание предположений детьми, обсуждения, чтение художественной литературы – знакомство с литературными произведениями и сказками  («Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) – этот метод тесно взаимосвязан с другими методами и приемами.Наглядный метод используется для передачи информации с помощью рассматриваний иллюстраций, презентаций, мультфильмов, наблюдений. Благодаря рассматриванию, у детей формируется интерес к окружающей жизни. Они учатся концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки (рассматривание иллюстраций: « Мир театральных профессий»). Игровой метод – является ведущим видом деятельности, помогает сконцентрировать внимание детей на решаемой задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная, а не как « обязаловка»,   навязанная ребенку взрослым.Метод моделирования ситуации – является основой для практического метода, предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуации: « Не хочу манной каши!»; этюды,  сказки «Заюшкина избушка», в которой они будут осваивать способы художественно - творческой  деятельности ; (рисование:  «Ладошки», «Герои разных эмоций», « Дорожка для зайчика», «Мой любимый сказочный герой» и);Практический метод – основан на практической  деятельности детей и формирует практические умения и навыки – это обыгрывание и инсценировка сказок.(« Репка на новый лад», «Теремок на новый лад»).Именно такое многообразие методов и приемов позволяет развивать коммуникативные способности и творческую личность детей.  Формирование коммуникативных способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности происходит непосредственно при: 1) создании позитивной предметно-развивающей среды, которая способна выступать в роли стимулятора в едином процессе становления личности, что в свою очередь способствует формированию коммуникативных способностей; 2) организации единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников процесса общения на основе понимания всей сущности проблемы, форм и методов оптимального формирования коммуникативных способностей дошкольников в процессе осуществления театрализованной деятельности; 3) сотворении коммуникативно-диалоговой базы взаимоотношений всех участников процесса, как компонента нравственного развития личности дошкольника при включенности в театрализованную деятельность; 4) систематизации средств и методов театрализованной деятельности, с целью распределения их в соответствии с психолого-педагогическими индивидуальными особенностями каждого ребенка. Более того, специфика формирования коммуникативных способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности, заключается в использовании ребенком различных символических средств, таких как мимика, пантомимы, пластика, речь, пение и т. п., благодаря которым происходит повышение степени социальной компетентности дошкольника в ходе реализации взаимодействия ребенка с окружающими его людьми.На этапе разработки методики проведения занятий, включающую театрализованную деятельность, можно выделить основные формы проведения занятий. Среди них оказались такие формы как: индивидуальная работа, т.е. работа, осуществляемая в паре с ребенком. Значимость наличия этой формы в общем процессе воспитания дошкольников обусловлена присутствием тесного контакта между взрослым и ребенком, что предоставляет широкие возможности педагогу понять направления и характер переживания ребенка, выявив возможные проблемы дошкольника, на ликвидацию которых впоследствии следует особо обратить внимание. Такие занятия являются по сути своей, подготовительным этапом к предстоящей деятельности, в процессе которой происходит систематизация, закрепление, обобщение и дополнение имеющихся знаний, умений и навыков. Театрализованные игры, которые способны оказать значимое влияние на формирование личности ребенка и в процессе которых ребенок получает значительную степень свободы, способствуют формированию навыка самостоятельных действий, отражающихся в возможностях ребенка самостоятельно продумать замысел личной деятельности в игре, найти выразительные средства. С целью его воплощения, последовательно осуществляется задуманное им. Ребёнок, осуществляет контроль своих действий в разнообразных ситуациях, складываемых в процессе театрализованной игры.Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности, ребенок учится жить в окружающем его мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, т. е. умения держать себя в обществе. Он приобретает умения и навыки игрового поведения, развивая свою эмоционально – эстетическую чувственную сферу и осваивая навыки общения, как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Следует использовать и вспомогательные формы деятельности, которые выступают в качестве дополнительных. Эти формы, способные подготовить ребенка к активному участию в театрализованной деятельности, к ним мы относим: - ритмопластику, включающую в себя разнообразные музыкальные и пластические упражнения и игры, направленные на развитие психомоторных способностей и выразительности движений ребенка; - культуру и технику речи, которая вырабатывается посредством разнообразных речевых упражнений. Целью, которых, является постановка правильного дыхания, формирование эффективной артикуляции, развитие дикции, орфоэпии, и, - игр, основной целью которых является обучение точной и выразительной передачи мысли автора, увеличивая объем словарного запаса, делая речь ребенка ярче и образнее.Для обеспечения эффективного осуществления театрализованной деятельности в группах были созданы:- театральная зона с различными видами театров;- «уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один;- костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;- гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;- различные ширмы для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на ложках, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, теневой театр, вязаный театр, театр на перчатках.Как музыкальный руководитель, большое внимание уделяю взаимодействию с родителями и педагогами моих подопечных. Беседую с ними, прошу по мере возможности присутствовать на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребёнком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования. В период пандемии, в это сложное время предлагаю родителям в домашних условиях, помочь своим детям и домашним разыграть полюбившуюся сказку. Рассказать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате коллективного обыгрывания сказки.Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и « живого зрителя».- После проведенной работы на заключительном этапе с детьми, я планирую представить с воспитанниками театральную постановку сказки «Репка на новый лад» для сверстников и других воспитанников ДОУ (по мере снятия запрета по COVID-19). Постановка должна показать, что дети успешно справились с сыгранными ролями, что говорит об успешном преодолении ими барьера застенчивости, замкнутости, нежеланием участвовать в коллективных играх. - Воспитанники познакомились с разными видами театра, его истоками развития.- В самостоятельной деятельности дошкольники стали самостоятельными, активными, появился интерес к самостоятельной театрализованной деятельности.- Через систему наблюдений, бесед дошкольники научились познавать красоту окружающего мира (природа, люди).- При системной работе с родителями происходит взаимопонимание, родительские встречи проходили в более теплой обстановке. В результате работы с родителями, я почувствовала, что родители начали проявлять инициативу в создании домашнего театра. Родители начали принимать участие в жизни своих групп, конкурсах ДОУ, города. Вывод:Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театральную деятельность позволяем им в интересной форме, с опорой на ведущую игровую деятельность – расширить свой коммуникативный опыт и апробировать его в этой деятельности. Ребёнок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной для всех. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпеливым к различным точкам зрения. Учится преобразовывать мир, использовать фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области. Театрализованная деятельность – одна из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников. Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У воспитанников развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют воспитанникам радость, вызывают активный интерес, увлекают их.Так же я установила, что для того, чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты по сказкам, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. Намечается положительная тенденция понимания родителями о важности развития социально-коммуникативной деятельности посредством участия в театрализованных играх ребенка.Приобщаясь к миру театра, ребенок получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – ИГРА».На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.Таким образом, можно сказать, что система, организованная в ДОУ, направленная на развитие социально-коммуникативного развития через театрализованную деятельность, даёт положительные результаты. Выпускаясь, из детского сада, у ребенка должны сформироваться определенные коммуникативные навыки.Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему непосредственно образовательной деятельности. Развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей в театрализованной деятельности, имеет перспективы развития в плане:- создание театральной студии «Маленький артист» - проведение мастер – класса для родителей по актерскому мастерству «Герои сказки своими руками».- Организовать с родителями «Творческую мастерскую» по изготовлению костюмов и декораций для театрализованной деятельности.- Составление картотеки театрализованных игр.- Размещение материалов на сайте и в группе «в контакте».- Распространение опыта среди педагогов города Североморска. ЛИТЕРАТУРА1. «Давайте играть!» Музыкальные игры и песни для детей. Составитель И.В. Кошкина2.Дзюба П.П. « Сказка на сцене»: сказки – мюзиклы, постановки Ростов/Д . Феникс 2005.3Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова « Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ»4. «Интегрированные занятия» под редакцией К.Ю. Белой-М: ТЦ Сфера 20055.Е.В. Горшкова « От жеста к танцу» Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкального руководителя ДОУ.-М: Издательство «Гном и Д», 2004.6.Н.В.Зарецкая «С танцами и песней встретим праздник вместе», сценарии музыкальных сказок для дошкольников. Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003.7. А.И. Буренина «Коммуникативные игры» СП 2008.8.Е. Рыбак «Коммуникативные игры с дошкольниками» Архангельск.2000.9.С.В.Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно – развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал. М: Издательство «Гном и Д»,2001.10.В.И. Мирясова «Заячья капуста» сценарии музыкальных экологических сказок для детей 5-8 лет. М: Издательство «Гном и Д»,2005.11. А.И. Буренина «От игры к спектаклю» СП 2002.12. Э.Г. Чурилова « Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Программа и репертуар. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X